Вокруг света 1986-10, страница 45

Вокруг света 1986-10, страница 45

В те дни, когда 25-метровый горизонтальный свиток был выставлен для обозрения, посетителям музея Мэйшу-гуань подойти к нему было непросто. Пекинцы и приезжие медленно шли вдоль свитка, внимательно его рассматривая и живо обсуждая запечатленный Ван Дагуанем уходящий старый Пекин. Когда-то во время праздника Весны у храмов устраивали ярмарки. Одна из них, возле храма Дунюэмяо, и запечатлена на свитке. Для нас, начавших постигать Пекин — город стремительно растущий, облик которого на глазах пополнялся новыми современными штрихами,— свиток Ван Дагуаня «Старый Пекин в конце зимы» стал путеводителем в прошлое столицы. Путеводителем достоверным — ведь здесь можно отме

на фрагменте свитка художника Ван Дагуаня — сцснки жизни старого Пекина.

«Щетинные человечки» изображают персонажей классического китайского театра.

Эти грациозные фигурки высотой меньше трех сантиметров — Белая и Зеленая змейки—изготовлены из теста.

Все чаще можно увидеть, как продают глиняную игрушку.

тить устойчивое возрождение интереса к народным промыслам.

Проблемами сохранения и развития народных ремесел занимается Пекинский научно-исследовательский институт искусств и ремесел. Здесь работают и старые заслуженные мастера, и молодежь. Надо отметить, что народные пекинские промыслы отличаются издавна удивительным разнообразием. Простое перечисление их, вероятно, не имеет смысла. Но тем более стоит, следуя за свитком дядюшки Ван Дагуаня, познакомиться хотя бы с некоторыми из них.

Глиняные пекинские игрушки часто воспроизводят сюжеты классических литературных произведений. На прилавках сувенирных киосков появились и фигурки европейских клоунов, русалок, ангелочков. Порой среди этой малоинтересной продукции вдруг увидишь фигурки традиционные.

Вот одна из работ — мышь уютно пристроилась на кувшине с красной наклейкой — иероглифом «счастье»: так принято было украшать посуду по праздникам. Великолепно передана настороженность серо-голубого зверька с острой мордочкой и длинным хвостом, забравшегося на кувшин полакомиться рисом.

Фигурки-композиции «Девушка на ослике» и «Девушка с флейтой на буйволе» выполнены тоже из нехитрого материала — глины, ку

сочков ткани и меха, цветной тесьмы и щепочек. И все это движется, подрагивает — уши, хвостики и конечности животных смонтированы на пружинках.

На свитке изображено, как такой игрушкой торговали прежде.

Пожилой ремесленник сидит перед открытым ящиком, на дне его — разноцветные полоски, расходящиеся от центра, где укреплена вертушка. На поднятой крышке расставлены фигурки. Малыш перед ящиком внимательно следит, где остановится вертушка и какую игрушку он выиграет.

Пекинские мастера и сейчас делают глиняные игрушки. Теперь их чаще продают через магазины. И лишь изредка можно увидеть, как мастер разложил свои изделия на тележке. И ее немедленно окружают покупатели.

Особенно любимы пекинской детворой глиняные свистульки в виде петушка или белой птицы с лаконичной росписью, воспроизводящей яркое оперение. Традиционно и изображение лунного зайца — этот образ связан с праздником середины осени. И лунный заяц тонко и мастерски вылеплен, затейливо расцвечен.

Как и прежде, любят в народе многофигурные композиции, воспроизводящие сцены народных празднеств и гуляний. Ярко отмечают приход весны: на улицах устраивают шествия, в парках театрализованные представления. И мастера