Вокруг света 1987-06, страница 40COTADOWMATOR'iXE^OPf mmmi: _ СУТ?ЛСЛ-СОИ m -РОВЧГНЛУЛ Ы>ОГ Широкой шестирядной лентой шоссе вырывается из рижских окраин, уходя в сторону Елгавы. Этой широте и стремительности я предпочел бы сейчас глухой проселок с не примятой колесами травой, цепляющей за днище, с нависшими над дорогой ветвями — ведь едем мы в мир старых обычаев, сказаний и преданий. Наша цель найти новые подтверждения существованию в Латвии вплоть до XX века узелкового письма. Да, того древнего, загадочного, до конца не расшифрованного письма, которым пользовались в давние времена инки, эскимосы, полинезийцы и о существовании которого в Европе, у прибалтийских народов, мало кто знает... Отрывочные сведения об этом встречаются в научной литературе. Так, историк академик П. Страдынь писал: «Много еще от этих старушек — народных врачевательниц — можно узнать любопытных вещей Для нас была непонятна народная песенка в которой молодая жена, отправляясь в чужую волость, говорит, что берет с собой клубок песен... Никто не мог Жительница острова Пасхи рассказывает с помощью узелкового письма древние мифы своего народа. Главный хранитель кипу у инков. Рисунок Пома де Айяма. 1567 год. Фрагмент письма, выражающий, как считает Бринкис, благопожелания. Так выглядит узелковое письмо латышей. Краевед Янис Бринкис и Виктор Грави-тис, изучающий латышскую народную культуру. АЛЕКСАНДР МИЛОВ Фото |