Вокруг света 1987-11, страница 32

Вокруг света 1987-11, страница 32

ОПРОСЫ, МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ • СООБЩЕНИЯ, ВОПРОСЫ, МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ПОЖАРНОГО ПАНКРАТОВА

В прошлогоднем июльском номере журнала, в разделе «Спутник» рассказывалось о забытых смельчаках — американцах, которые пересекли в 1915 году Аляску на тогдашнем несовершенном автомобиле. Читательский отклик на эту публикацию напомнил о другом забытом рекорде тех лет, установленном нашим соотечественником.

€По улицам Харбина двигалась необычная процессия. Впереди катили три велосипедиста с котомками за плечами, за ними — блещущий трубами гремящий военный оркестр,, а дальше — густая толпа. Завистливые восклицания перемежались с трогательными напутствиями родных»,— так описал дореволюционный альманах «Глобус» событие, которое происходило 10 июля 1911 года. Трое харбинских спортсменов отправились в путешествие... вокруг Земли!

Инициатором неслыханно дерзкого по тем временам путешествия был двадцатилетний Анисим Панкратов — по профессии пожарный, человек недюжинной силы и мужества.

Через тридцать дней три велосипедиста въехали в Читу. Но в дальнейший путь отправился один Панкратов — трудности сломили волю его товарищей.

К середине ноября Панкратов в Москве. Под колесами велосипеда поскрипывает снежок. А до этого — четыре месяца по осеннему бездорожью, по лесным звериным тропам, срезая углы. Тучи мошкары в таежной глухомани. Жители глухих хуторов крестили колесную машину и кричали: иСгинь, нечистая сила!», а то и швыряли вслед камнями. Не раз наскакивали «лихие люди». Но что возьмешь с человека, у которого в карманах ветер? Весь маршрут велосипе

дист разбил на отрезки длиной 40—50 километров. В конце каждого обращался к деревенским старостам, чтобы те расписывались в его путевом листе, удостоверяя покоренное им расстояние.

Из Москвы в Петербург рекордсмена сопровождал почетный эскорт восхищенных энтузиастов-велосипедистов. А в середине декабря Панкратов пересек западную границу России. В Италии он встретился с А. М. Горьким, который тепло его принял и помог деньгами бедовавшему спортсмену: бЬльшую часть пути он питался одним хлебом да водой.

Не всегда Панкратов двигался на велосипеде. Порой велосипед ехал на хозяине. Именно так они перевалили Альпы. Далее рубчатый след шин протянулся через Францию, Испанию, по дорогам Великобритании. Перебравшись через океан, Панкратов пересек Северо-Американские Соединенные Штаты, как тогда называли США. Даже в сибирской глубинке ему не было так тяжело, как там. Позже он рассказывал корреспонденту журнала «К спорту»: «Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, а тебя встречают с оружием наготове и заряженными кольтами...»

Спустя два года и две с половиной недели после старта, 28 июля 1913 года, улицы Харбина вновь заполнили толпы — народ восторженно встречал бородатого, запыленного оборванца, имя которого теперь блистало в лучах всесветной славы. Впервые в истории ему удалось замкнуть кольцо велосипедного маршрута вокруг планеты. За время беспримерного велопробега он сменил на своем велосипеде 53 покрышки, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и несколько тысяч спиц!

Международный союз велосипедистов удостоил его высшей награды — Бриллиантовой Звезды.

Начало первой мировой войны застало Панкратова в России. Он закончил авиационную школу, сражался на фронте и в 1916 году погиб во время воздушного боя над городом Двинском.

Д. Гиндин,

Ленинград.

НЕ ПУГАЯСЬ ЮПИТЕРОВ

Продолжаем — по просьбе читателей — разговор о тех, кто добывает уникальные кадры в разных концах света.

Недавно французские телезрители были приятно озадачены фильмом режиссера-документалиста Мишеля Тонел-ли. Он поведал о повседневной жизни бушменов Ботсваны, живущих поблизости от озера Соа. Подробности быта, общения даны такими крупными планами, с таким обилием подробностей, что вопреки очевидности кажется, будто снимались актеры-профессионалы, загримированные африканцами. Какой же секрет знал Тонелли? Почему бушмены у него не боятся камеры, ведут себя с завидной раскованностью?

дились — через много-много дней,— накрутить нужное количество метров пленки оказалось делом терпения и техники.

Наши лампы-юпитеры зачаровывали бушменов. Когда же оказалось, что ночью снопы света привлекают лакомых для них насекомых, нас причислили к добрым волшебникам. Слова «Внимание, съемка!» понимали уже без перевода — бушмены тут же спешили на положенные места. Текст я не подсказывал, только задавал ситуации — в надежде на импровизацию. И надежда оправдалась. Некоторые совсем обжились перед камерами. Как-то раз, во время страшнейшего ливня, такие энтузиасты несколько часов толпились возле нашей палат-

Сам режиссер объясняет это так: «Прятать камеру, снимать исподтишка — не метод. Это — как видно по многим фильмам — дает поверхностную картину, составленную из подсмотренных обрывков быта, из случайных удач. Я подумал: ведь в обрядах племен есть что-то от спектаклей... И решил: попробую-ка выявить актерские качества в бушменах! Пусть они разыграют перед камерой свою привычную каждодневную жизнь. Вполне сознательно.

В поселке поэтому я не столько снимал, сколько налаживал хорошие отношения с жителями. Они оказались отзывчивы на доброту, доверчивы, старательны, нисколько не агрессивны. Всякую минуту готовы шутить, поддержать шутку, поцокивая языком. А как только отношения нала

ки — в недоумении: чем нам не нравится погода, почему мы не начинаем любопытную возню с черными ящичками и переносными солнцами?»

АКУЛЫ? АКУЛИШКИ!

Когда видишь этот экспонат в нью-йоркском естественнонаучном музее, хочется переименовать в свое время нашумевший фильм об акуле-людоеде из «Челюстей» в «Че-люстишки»

На стене нарисована в натуральную величину двенадцатиметровая доисторическая акула, благо просторный зал позволяет. Перед изображением — макет челюстей, воссозданных учеными. Размеры пасти компьютер вычислил по зубам, найденным палеонтологами в заброшенной шахте штата Северная Каролина.