Вокруг света 1988-12, страница 57— Сойдемся на пяти, и ослы ваши,— сказал Мигель, сунув руки в карманы, словно не сомневаясь, что тот ответит согласием. — Четыре песо — вот мое слово,— спокойно проговорил дядя. — Вы с меня живого шкуру сдираете, ну ладно, нет счастья в жизни, значит, нет. Но пусть я завтра к утру ослепну, если за такую цену я не продал, а подарил вам ослов. Говоря это, Мигель переводил взгляд с дяди на его племянника, а потом на своих сообщников. Те закивали и изобразили на лице неизбывную печаль: отдали, мол, только что за бесценок последнюю рубашку. А дядя тоже кивнул, но с таким видом, будто еще вчера после обеда знал, что купит сегодня ослов по четыре песо за штуку. Снова подойдя к ослам, он вдруг спросил: "— А эти тюки вы что, на своих спинах дальше потащите? — Да, верно, тюки...— удивленно протянул Мигель и снова посмотрел на своих дружков, но не горделиво, с торжествующим видом, как обычно,— он как бы просил ответить за него или дать толковый совет. Игнасио понял его взгляд и сказал: — Тюки мы тоже собирались продать. Продать — и на поезд! — Это правда,— подтвердил Мигель, словно только что вспомнив.— Они тожб продаются. Вместе с ослами. А в самом деле они за продажей ослов о тюках совсем забыли. — Что у вас там? — Дядя опять подошел к ослам и ткнул кулаком в один из тюков. — Шкуры,— ответил Мигель.— Хорошие шкуры. И еще наша посуда. И потом еще инструмент. А ружье вы у нас, наверное, не купите — оно слишком дорогое. — А что за инструмент? — спросил ^дядя. — Ну, всякий. Лопаты, ломики, кирки, ну, и все такое... — Откуда у вас такой инструмент? — спросил дядя с деланным безразличием, словно только для того, чтобы продолжить разговор. — О-о... инструмент... он это самое...— Мигель чувствовал себя неуверенно и даже сглотнул несколько раз. К такому вопросу он не подготовился. Тут опять вмешался Игнасио: — Дело в том, что мы работали на одну американскую горнорудную компанию... из тех мест мы и идем... — Вот именно, все так и есть,— подхватил Мигель, бросив Игнасио благодарный взгляд. Он ему этой услуги никогда не забудет... — Выходит, вы у этой компании инструмент украли? — сухо поинтересовался дядя. Мигель широко улыбнулся и доверительно подмигнул ему, будто своему сообщнику. — Не то чтобы украли, сеньор,— сказал он.— Красть — это не по нашей части. Мы просто не вернули инструмент после окончания работ. Разве кто-нибудь назовет это кражей? Да мы много за него и не хотим — песо два за весь инструмент, а? Лишь бы не тащить его без толку до железной дороги. — Я, конечно, всех ослов купить не могу,— неторопливо проговорил дядя.— Столько ослов мне ни к чему. Но я велю сейчас созвать соседей. У каждого немного денег найдется, и обещаю вам, что вы легко продадите и ослов, и все остальное. Я уж постараюсь! Присядьте. Хотите воды, сигарет? Дядя переговорил о чем-то со своим племянником, потом прошел в дом, а тот отправился созывать соседей. Пришли мужчины. Старые и молодые. В одиночку и парами. Сперва все они заходили в дом дяди и беседовали с ним. Потом выходили, очень внимательно осматривали ослов, потому подолгу не сводили глаз с незнакомцев. Их они разглядывали, может быть, даже с большим вниманием, чем ослов, но, разумеется, старались делать это как можно незаметнее. Бродяги сочли эти взгляды обычным любопытством жителей индейских деревень. Некоторое время спустя появились и жены, старавшиеся держаться как можно скромнее и незаметнее. Все они привели с собой детей. У некоторых женщин маленькие дети сидели в особым образом завязанном платке за спиной, некоторых несли на руках. А те, что уже бегали, копошились под ногами матерей, как цыплята около курицы. Наконец собрались как будто все мужчины — больше никто не появлялся. Только несколько женщин неторопливой походкой приблизились еще к дому. И теперь из него вышел дядя. А за ним и те мужчины, что задержались в доме. Другие же, вышедшие раньше и уже осмотревшие ослов, так и остались стоять между животными. Тем самым метисы, сами того не замечая, оказались окруженными. Но внешне все выглядело вполне естественно: ведь индейцы пришли сюда, чтобы выбрать себе ослов. — Цена, скажу я, не слишком высока,— проговорил дядя.— Но всех нас очень удивляет, почему вы так дешево продаете отличных ослов. Мигель расплылся в широкой улыбке и объяснил: — Видите ли, сеньор, нам позарез нужны деньги, поэтому мы и вынуждены расстаться с животными. — А есть у ваших ослов тавро? — как бы мимоходом поинтересовался дядя. — Конечно,— ответил Мигель.— У всех одно тавро. Он оглянулся на ослов, чтобы это тавро разглядеть. Но индейцы стали перед животными так, что никто из бродяг увидеть его не мог. — И какое же тавро у ваших ослов? — продолжал выспрашивать дядя. Мигель почувствовал, как земля начинает гореть у него под ногами; его приятели вертелись и так и эдак, чтобы разглядеть тавро. Но индейцы незаметно оттесняли их все дальше от ослов. Дядя не спускал глаз с Мигеля. А тот с трудом владел собой. Он чувствовал, что близится какое-то событие, которое явится решающим для его будущей жизни. И раз дядя, не повторяя вопроса, не сводил с него испытующего взгляда, Мигель понял, что отвечать на его вопросы придется. — Тавро... э-э... тавро, ну — круг с чертой под ним. Дядя крикнул мужчинам, стоящим у ослов: — То ли это тавро, омбрес '? — Нет! — крикнули в ответ. — Я перепутал,— спохватился Мигель.— Тавро такое: круг, а над ним крест. — Нет, не то тавро. — У меня просто все смешалось в голове,— проговорил Мигель, готовый вот-вот потерять сознание от страха.— Ну, конечно, вот какое тавро: крест, а вокруг него круг! — Так ли? — спросил дядя. — Нет,— ответили мужчины.— Ничего похожего. — Вы же говорили мне,— совершенно спокойно произнес дядя,— будто эти ослы — ваши. — Они и есть наши,— необдуманно выпалил Игнасио. — И никто из вас не запомнил тавро. Странно, странно. — Мы просто не обратили на это внимания,— сказал Мигель, силясь выдавить из себя презрительную ухмылку. — Видели ли вы когда-нибудь человека,— обратился дядя ко всем присутствующим,— который владел бы ослами и не знал каждого отдельного тавра, даже если животные были из разных стад? Все мужчины рассмеялись и ничего не ответили. — Мне известно, откуда взялись эти ослы,— сказал вдруг дядя. Мигель обменялся взглядами со своими сообщниками, и те принялись зыркать по сторонам, стараясь выискать лазейку, чтобы бежать, прежде чем индеец продолжит свою мысль. — Эти ослы принадлежали сеньоре Рафаэле Мотилине из Авино, вдове сеньора Педро Леона. И тавро такое: Л и П, связанное с М. Верно я говорю, омбрес? — воскликнул дйдя. И мужчины, стоявшие возле ослов, крикнули в ответ: — Все как есть! Это самое тавро! Дядя оглядел сгрудившихся вокруг него соседей и сказал: — Порфирио, подойди! Один из индейцев'вышел и встал с ним рядом. И теперь дядя проговорил: 1 Уважаемые (ucn.). 55 |