Вокруг света 1989-06, страница 64

Вокруг света 1989-06, страница 64

ЭТЮД В КРАСНЫХ КРАБАХ

ВОДА МЕРТВАЯ И ЖИВАЯ

К величайшему сожалению, загрязнение окружающей среды охватило уже всю планету. Видимо, нет сейчас на Земле уголка, где жители не ощущали бы на себе результаты экологического кризи

са. Вот, например, Республика Нигер. Самое сердце Африки. Пустынная местность. Медленно несет свои воды река, удаленная от промышленно загрязненных зон на тысячи километров. И тем не менее пить ее воду опасно. Вы рискуете здоровьем. Местные женщины выкапывают в прибрежной почве колодцы (порой просто-напросто руками) и набирают в различные сосуды скопившуюся на дне влагу. По их мнению, только вода, профильтровавшаяся сквозь почву, годится для питья.

ВЕЧНЫЙ БАРАН

На наш взгляд, фотография очень правдоподобна: на скале стоит баран. Стоит-то стоит, только он не настоящий, а каменный. Это памятник, поставленный в шотландском местечке Моффат. Он призван напоминать местным жителям (а также всем гостям и туристам) о той великой роли, которую сыграли овцы — поставщики отменной шерсти, мяса и жира — в истории Шотландии.

АВГУСТЕЙШИЙ АВГУСТ

Наверное, многим известна причина определенной асимметрии в нашем календаре: месяцы, содержащие 30 и 31 день, чередуются, но июль и август нарушают этот порядок. И все-таки для тех, кто не знает причины, напомним эту древнюю историю.

Июль назван по имени римского диктатора Гая Юлия Цезаря, который провел реформу календаря, получившего название юлианского (месяц Квинтилис, в который родился Цезарь, был переименован сенатом в Юлиус). В 27 году до нашей эры римским императором стал Август — внучатый племянник Цезаря. Он тоже внес изменения в календарь, и сенат счет необходимым увековечить и его: месяц Секстилис превратился в Ав-густус. Однако Юлий Цезарь в свое время постановил, что продолжительность этого месяца должна равняться 30 дням. Август никак не мог смириться с данным фактом и чисто волюнтаристски увеличил продолжительность «своего» месяца на один день (за счет, кстати, февраля, который тогда-то и стал таким куцым), сравняв его с июлем. Самолюбие императора восторжествовало, а симметрия календаря оказалась нарушенной, и результаты этого августейшего повеления ощущались еще длительное время.

Название этого учреждения может поставить вас в тупик. Если точно перевести с английского, то получается: Подводный институт Северного ветра (North Wind Undersea Institute). Еще большее недоумение может вызвать деятельность самого института. Среди прочих проблем здесь занимаются дрессировкой тюленей, но не простой дрессировкой. Предположим: в море падает самолет, пассажиры живы, но не смогли воспользоваться средствами спасения. Или: в реку сваливается автомобиль, а люди, находящиеся внутри, не могут справиться с замками ремней безопасности. В подобных случаях на помощь людям могут прийти обученные тюлени. Например, особи, получившие в Институте Северного ветра клички Сириус, Стенли и Расалаг, способны и расстегнуть ремни, и спустить под воду нуждающимся кое-какие ин струменты, и даже доставить терпящим бедствие комплект первой необходимости с надувным жилетом и радиомаячком. Передние конечности обыкновен ных тюленей (это не уничижительное, а видовое название: Phoca vilalma) вполне приспособлены для таких операций. Если учесть, что отдельные особи (например, Стенли — он изображен на нашем снимке) могут находиться под водой до 20 минут, а скорость их передвижения достигает 17 узлов, легко сделать вывод о том, что с обыкновенными тюленями надо, конечно, дружить.

«Рождества остров... в восточной части Индийского океана,— читаем в «Энциклопедическом словаре»,— под управлением Австралии. 156 км2... Крупные месторождения фосфоритов» О крабах — ни слова. Хотя десятиногие ракообразные — одна из главных достопримечательностей острова. Их здесь обитает пятнадцать видов. Самые крупные крабы — пальмовые воры. Эти вообще гиганты среди сухопутных крабов: их вес достигает трех килограммов. А самые многочисленные — красные крабы. Считается, что на острове их свыше 120 миллионов! То есть в среднем по крабу на каждый квадратный метр острова Какие из этого можно сделать выводы? Во-первых, на острове Рождества чисто: красные крабы — уникальные санитары — поедают палую листву, гниющие плоды фруктовых деревьев, отжившие цветы, не гнушаются гигантскими улитками и даже птичьими трупами. Во-вторых, почва острова плодородна: помет крабов — прекрасное удобрение. В-третьих, буквально невозможно ногой ступить, ч юбы не раздавить зазевавшегося красного краба, особенно во время сезонных миграций, когда в течение 10 дней миллионы ракообразных движутся к побережью. Они ползут через дороги, железнодорожные линии, поселки, их давят машины, поезда, уничтожают местные жители (и все равно: потеря миллионов крабов за сезон — пустяк для популяции)... И, наконец, в-четвертых: нет ничего красивее, чем побережье острова Рождества во время миграции красных крабов. Пурпурные, багровые, алые скалы, усеянные ракообразными в ярких панцирях, кажутся наблюдателю с моря чудом света.

СТЕНЛИ ИДЕТ НА ПОМОЩЬ