Вокруг света 1989-06, страница 65

Вокруг света 1989-06, страница 65

НА ПОЖАР!

Наверное, пожарное дело существует ровно столько же тысячелетий, сколько человек пользуется легковоспламеняющимися материалами. Очевидно, перейдя из пещер в хижины, люди стали тут же задумываться, как можно быстрее и эффективнее спасти жилище от огня. Однако технические средства тущения появились лишь в позднее средневековье. Пожарный насос был изобретен в Португалии в середине XVI века. Правда, слово «насос» здесь употреблено весьма условно: пожарные использовали большие шприцы, наполненные водой. Огонь тушили так: один пожарный держал шприц в руках, а второй давил на поршень. В XVII веке появились настоящие насосы, приводимые в действие вручную. Пожарные подтаскивали насос к самому огню и изо всех сил налегали на длинный рычаг. Увы, подобные насосы, бывало, загорались сами. Причина? Отсутствие гибкого шланга, который был изобретен только в 1690 году. А в 1859 году появилась первая пожарная машина на паровом ходу, получившая название «Паровой слон».

Со «слонами» дело обстояло непросто. Пожарная машина должна быть постоянно наготове, а для разжигания котла требуется время. Из положения выходили так: под котлом располагали газовую горелку, за счет чего постоянно поддерживалась весьма высокая температура. И тем не менее, когда объявлялась тревога, около двух минут уходило на то, чтобы поднять давление в котле до рабочего уровня. Куда более выигрышными были пожарные помпы на конной тяге. Получив приказ, дрессированные пожарные лошади в мгновение ока покидали стойла и сами вдевались в упряжь, хитроумно приспособленную для таких целей,— на все сборы уходило не более пяти секунд! В 1890 году стали использоваться педальные пожарные повозки, а дальше... дальше наступила эра двигателей внутреннего сгорания, и пожарные экипажи превратились в хорошо нам знакомые пожарные машины.

ЭНЕРГИЯ — ИЗ НИОТКУДА

Конечно, непедагогично сообщать читателям факты, противоречащие принципам правового воспитания. И тем не менее есть курьезная информация, которую жалко хранить под сукном.

Один канадец (история умалчивает его имя) решил электрифицировать свой дом. Однако связываться с энергетическими компаниями не захотел. И поступил так: протянул параллельно высоковольтной линии электропередачи провод (соответствующей длины и на соответ

ствующем расстоянии), который подсоединил затем к сети собственного дома. Далее в игру вступили законы электромагнитной индукции: ток, наведенный в проводе, поступал в дом и производил всю положительную работу: освещал помещение, давал тепло, обеспечивал работу радиоприемника и других устройств. Энергетическая компания и рада была бы содрать с предприимчивого канадца штраф, да не тут-то было: ни один закон не нарушен. Мы не призываем следовать принципу канадца и поэтому не приводим никаких цифр, однако смекалка технического человека конца XX века представляется нам досюйной уважения.

АХ, РОЗЫ...

Вряд ли какой-нибудь другой цветок оказал столь мощное воздействие на литературу (чего стоит одна лишь «тысяче-лепестковая роза» Данте!), живопись, культуру самых разных народов.

Известно, что человек начал культивировать розу в Северном полушарии, и первая цивилизация, которой это приписывается, была скорее всего минойская. Древние греки считали, что красавицу розу дала миру богиня Кибела — в пику Афродите, и так уж чересчур знаменитой своей красотой. Ранние христиане полагали розу прямым результатом грехопадения— иначе зачем же сто\ь прекрасному цветку шипы?

В Китае роза была окружена почетом. Конфуций утверждал, что в его время в библиотеке императора насчитывалось 600 трудов, посвященных розе. Выращиванием этих цветов могла заниматься только знать, а пользоваться розовым маслом разрешалось лишь избранным.

В Древнем Риме для роз устраивали своеобразные теплицы: розовый куст окружали рвом, куда дважды в сутки заливали горячую воду. Поднимающийся пар и служил естественным «парником».

В XX веке ученые установили, что в плодах розы (роза, как и любое розоцветное растение, имеет свои плоды) витамина С содержится в четыре раза больше, чем в апельсинах.

Всем известны целительные свойства настоя и масла из плодов шиповника — дикого родственника розы. Однако есть еще одна область применения этого растения — чисто утилитарная. В Соединенных Штатах Америки разделительная полоса на шоссе в некоторых штатах засаживается именно шиповником. Это растение обладает свойством, спасительным для автомобилистов: машины не разбиваются о заросли шиповника, но и — это самое важное — не рикошетируют от них.

ХОРОШАЯ МИНА ПРИ ХОРОШЕЙ ИГРЕ

Это событие происходит с неизменной регулярностью вот уже более семисот лет. Каждый год — начиная с лета 1267 года — в английском городе Эгремонте разворачивается Яблочная ярмарка. Набор мероприятий достаточно экзотический, хотя для данного праздника и традиционный: карабканье по намазанному жиром столбу, состязание бардов, исполняющих сентиментальные, комические и охотничьи песни. Однако гвоздь программы — Всемирный чемпионат рож. Не стоит негодовать — в этом термине ничего оскорбительного нет: в Эгремонте на самом деле собираются со всего света те, кто умеет строить рожи. В прошлом году чемпионом стал Том Маттерсон — судя по фотографии, он действительно мастер гримас. Впрочем, любой, кто хочет его перещеголять, будет приветствоваться на старинной Яблочной ярмарке в Эгремонте.

Рисунки В ЧИЖИКОВА

КРЫЛАТЫЙ, НЕЛЕТАЮЩИЙ...

Сколько крыльев может иметь самолет? Очевидный ответ — четыре (если вспомнить историю авиации). И лишь редчайшие знатоки самолетостроения сообщат, что были в свое время аэропланы, обладавшие куда большим количеством крыльев. Рекордсменом в этом плане, очевидно, может считаться самолет, сконструированный в 1906 году — на самой заре авиации — английским инженером Хорейшо Филлипсом. У его аэроплана, построенного по принципу «жалюзи», насчитывалось... 196 крыльев. Увы, эта сверхкрылатая конструкция не оправдала себя: подпрыгнув в воздух и пролетев несколько метров, «жалюзи» шлепнулись на землю и отказались впредь покорять воздушную стихию. Что же, будем считать это исключением из законов диалектики: количество не всегда переходит в качество.

63