46. Конфуций, страница 6Жизнь и эпоха Долгий путь к знаниямКонфуций жил в Китае в VI—V веках до н. э. В те времена династия Чжоу постепенно утрачивала свое влияние, в стране формировалась новая политическая реальность. Конфуций же старался сохранить исчезавшие обряды и порядки, видя в них идеальный пример следования «ритуалу» и «добродетели». Его жизненный путь неотделим от поиска истины и стремления осуществить на практике то, что он проповедовал. В бедности ► Конфуций вместе с матерью и отцом (в центре). Вверху справа — Шуяян Хэ в обличии воина. «Дикий брак» В середине VI века до н. э. в китайском царстве Лу молодая женщина родила сына. Голова младенца имела слегка неправильную форму, напомнившую его матери Грязевую гору, куда она ходила молиться, и ребенка назвали Цю (варианты его имени — Кун-цзы, Кун Фу-цзы, то есть «Великий учитель Кун»; привычная нам форма «Конфуций» — латинизированный вариант этого прозвища). По легенде, в день, когда родился мальчик, с небес спустились два дракона, а в дом вошли «пять старцев», то есть божеств. Китайские хронологические таблицы называют датой рождения мудреца 21-й день 10-го месяца 20-го года царствования Лин-вана, то есть 552 или 551 год до н. э. Его матери Чжэнцзай не исполнилось тогда и 16 лет. Отец Шулян Хэ, выходец из знатного рода Кун, к тому времени был уже 70-лет-ним старцем. В «Исторических записках» Сыма Цяня этот брак назван «диким»: он не призна вался законным из-за разницы в возрасте. Шулян Хэ был уже дважды женат, но не имел наследника: жены подарили ему нескольких дочерей и сына-калеку. Он женился на юной Чжэнцзай в надежде на рождение здорового ребенка. В молодости Шулян Хэ был знаменитым воином. Рассказывают, что однажды в битве враги заманили его в ловушку, но он поднял голыми руками тяжеленную решетку на воротах и выпустил сначала своих товарищей, потом освободился сам. Впрочем, о нем и его роде известно очень и очень немногое. Одна из легенд утверждает, что родоначальником Кунов является древний правитель Чэн Тан. Но при прадеде Шулян Хэ этот род утратил свое влияние, став одной из многих знатных, но обедневших семей. Влияние матери После рождения долгожданного сына Шулян Хэ прожил недолго — через два года его не стало. Чжэнцзай с сыном покинули его дом. Вероятно, ей было нелегко оставаться под одной крышей с двумя старшими женами, но, возможно, это было связано с ее жреческими обязанностями. Чжэнцзай поселилась в городе Цюйфу и даже не знала, где похоронен ее муж. Сложилось так, что материнская семья повлияла на будущего мудреца больше, чем отцовская. До брака с Шулян Хэ отец Чжэнцзай хотел, чтобы она стала «девушкой духов». Так называли жриц, живших при храме духов предков и осуществлявших посредничество ▼ Небольшая пещера у подножия Грязевой горы. Считается, что сюда приходила мать Конфуция, чтобы помолиться. Здесь же она родила сына. А Конфуций, ребенком играющий в ритуальную церемонию. Любовь к ритуалам нашла свое выражение в философской системе Конфуция. Рисунок VI века.
|