46. Конфуций, страница 9

46. Конфуций, страница 9

Конфуций

I

велись правильно, вот и все». Его усердие и справедливость заметили, и он получил повышение — пост управляющего пастбищами семейства Цзи. Такой пост считался уже достаточно почетным, особенно для человека незнатного происхождения. Но Конфуций был не вполне доволен: «Я следил, чтобы буйволы и бараны росли здоровыми и жирными, вот и все». Он верил, что ему суждено завоевать более высокое положение в обществе.

Но на своей незавидной должности молодой человек получил ценную для себя возможность: он мог встречаться и беседовать с учеными людьми, а чуть позже ему разрешили посещать дворцовые архивы, где хранились книги и ценнейшие реликвии, оставшиеся от древних правителей.

Молодой Учитель

После того как Конфуций проработал несколько лет на государственной службе, к его мнению стали прислушиваться. Уже тогда у него появились первые ученики. Хотя он не занимался у какого-то одного учителя, он много беседовал с учеными людьми того времени. А теперь и его считали ученым человеком.

Во время подготовки к празднествам, Конфуций непрестанно спрашивал у старших: «Почему вы делаете так?» Кто-то по этому поводу заметил: «Неучтиво постоянно тревожить тех, кто выше тебя по положению». Позже Конфуций по этому поводу говорил: «Зада

ет

ж В течение многих веков люди возводили стены вдоль горы Тайшань.

вать как можно вопросов, что убедиться, что ты все делаешь правильно, — это проявление учтивости». Он пользовался любой возможностью, чтобы узнать новое, старался расспросить как можно больше. Даже учиться у собственных учеников Конфуций не считал ниже своего достоинства.

Сам он обучал своих последователей не наукам в привычном понимании этого слова, а «пяти добродетелям», которые, по его мнению, составляли: человеколюбие, справедливость, ритуал, здравый смысл и искренность. Конфуций брал к себе в ученики и простолюдинов, кто никогда бы не сумел попасть на государственную службу: получить место, не имея образования, было невозможно.

▼ Конфуций и ученики. Он не делил их на бедных и богатых или знатных и незнатных.