46. Конфуций, страница 11Конфуций Конфуций вскоре тоже оставил родину и последовал за незадачливым правителем. Тем самым он подтвердил свою верность носителю законной власти. Кроме того, он надеялся найти у Цзин-гуна признание своих талантов государственного мужа. Новые хозяева страны, недолюбливавшие Учителя Куна за чрезмерную щепетильность, не мешали его отъезду. ж Цитра — древний китайский музыкальный инструмент. Конфуций, оказавшийся талантливым музыкантом, выучился играть на нем в царстве Ци. ► Дом, где Конфуций Жизнь в Ци Приехав в Линьань, столицу царства Ци, Конфуций остановился в доме одного чиновника и стал ждать, когда ему предложат место при дворе. Правитель Цзин-гун принял мудреца, задав ему обычный в таких случаях вопрос: «В чем состоит секрет мудрого управления государством?» Кун Цю ответил: «Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын». Царю понравились эти слова. С тех пор Цзин-гун не раз приглашал Конфуция на беседы. Однажды он спросил: «В чем состоит сегодня самая главная трудность в управлении государством?» Конфуций сказал: «Мудрость государя заключается в том, чтобы правильно распоряжаться богатствами». Этим советом он намекал на всем известное мотовство Цзин-гуна. В народе про него говорили: ▼ Фрагмент статуи правителя города Чжоу. глисавш Известно, что идеалом государственного устройства Конфуций считал древние порядки царства Чжоу. Это китайское государство существовало с XII (по другим версиям, с XI) по III век до н. э. в бассейне реки Хуанхэ. История Чжоу делится на два периода: Западное Чжоу со столицей в Цзунчжоу, возле современного города Сиань, и Восточное Чжоу с центром в Чэнчжоу (Лои), современный Лоян. Конфуций жил в эпоху «Вёсны и осени» (Чуньцю). В этот период, приходившийся на VIII—V века до н. э., единое государство распалось на несколько частей и усилилась власть правителей отдельных земель — Лу, Ци, Чжэн, Цинь и других. ПЕРИОД «ВЕСНЫ И ОСЕНИ» Все эти государства формально признавали авторитет дома Чжоу, так что лучшей похвалой о правлении местных царей являлась фраза: «Здесь в точности соблюдаются ритуалы Чжоу!» Конфуций, предлагавший правителям свои услуги в качестве советника, обещал взамен восстановить в государстве «славу дома Чжоу», то есть вернуть славу и могущество этого древнего царства. Эпоха «Вёсны и осени» сменилась периодом «Борющихся царств» (Чжань-го), то есть временем междоусобиц, прекратившихся в III веке до н. э.( когда правитель династии Цинь объединил основную часть Китая под своей властью. «По левую руку от себя он сажает шутов, по правую — плясунов». Царь решил предоставить мудрецу в управление удел. Конфуций отказался: «Я слышал, что благородный муж стыдится получать награды, не имея заслуг. Нынче государь, не приняв моих советов, решил пожаловать мне удел. Он не знает, кто такой Кун Цю!» Между тем правитель все же решил пожаловать Учителю Куну звание советника второго ранга. Однако из-за дворцовых интриг тот не только не получил должность, но и счел за лучшее вернуться в Лу. По пути назад Кун Цю совершил паломничество на священную гору Тайшань, называемую «родиной всех китайцев». В Лу мудрец, вернувшись в свой старый дом, вел привычный образ жизни — размышлял, а также принимал учеников и гостей. Этот период своей жизни он описал так: «В 30 лет я обрел прочную основу. В 40 лет я сумел освободиться от сомнений». Впрочем, от желания добиться успеха на государственной стезе Конфуций не отказался и иногда признавался ученикам, что ждет «достойного покупателя на свой товар». ▼ Конфуцию отказывают в службе при дворе царя Ци. ЕЛ
|