46. Конфуций, страница 13

46. Конфуций, страница 13

Конфуций

^ Древнекитайские монеты.

в доказательство своих добрых намерений даже вернул правителю Лу захваченные им ранее земли.

Таким образом, несколько слов, вовремя сказанных мудрецом, сделали больше, чем воины могли бы добиться с помощью оружия.

Ключевая фигура

Борьба с «тремя семействами»

В Лу установился зыбкий мир. Три могущественных рода имели собственные крепости, и это делало междоусобицы практически неизбежными. Чтобы предотвратить войну, Конфуций нашел древнее чжоуское правило, запрещавшее правителям уездов владеть крепостями, и на этом основании призвал разобрать цитадели. «Три семейства» с неохотой согласились. Сначала были разрушены крепости семьи Сунь, затем — рода Цзи. Далее возникла заминка: Гуньшань Фуцзяо отказался выполнить приказ царя, но, потерпев поражение, бежал в Ци.

Настал черед семьи Мэн. Но глава этого клана заявил, что контролируемые им крепости необходимы для обороны Лу от Ци, поэто

му разрушать их нельзя. Все увидели уже, насколько ослабло влияние Цзи и Сунь после того, как они потеряли свои крепости, и тогда правитель изменил свои планы. Когда его войско уже окружило главный город Мэн, оно неожиданно получило приказ отойти.

Одним из главных успехов Конфуция стало удаление из страны многих соперников законного правителя. Но знатные семьи государства заговорили так: «Возможно ли, что ты разрушаешь наши крепости ради блага нашего государства?» Конфуций мало-помалу терял сторонников.

^ Правитель Лу Дин-гун.

▼ Конфуций отправляет Цзы-лу в дом Цзи, чтобы тот передал сановникам приказ уничтожить собственные крепости.

ЦАРЬ ЛУ,

ВЗЯВШИЙ К СЕБЕ НА СЛУЖБУ КОНФУЦИЯ

О Дин-гуне, пока он не стал правителем Лу, мало что известно. Считается, что сначала у него сложились дружественные отношения с тремя сильнейшими кланами, но они ухудшились, когда правитель позвал к себе на службу Конфуция.

При этом Дин-гун, любивший радости жизни, резко отличался от строгого Конфуция. Однажды тот сказал правителю: «Подъем или падение государства во многом зависит от того, понимает ли правитель трудности, стоящие перед страной, и готов ли он слушать советы других». Ученый намекал, что Дин-гун иногда проявляет легкомыслие. Возможно, из-за этого царь впоследствии и отстранил Конфуция от себя.

Дин-гун, умерший 494 году до н. э., сам признавал, что «ничего не знает о страхе, печали или боли». Вернувшись из долгого странствия, Конфуций узнал, что трон Дин-гуна унаследовал его 10-летний сын Ай-гун. Когда великий мудрец умер, тот произнес речь на его похоронах, чем разгневал учеников мастера: во-первых, Ай-гун толком не знал ни Конфуция, ни его учения; во-вторых, они не простили сыну Дин-гуна того, что его отец лишил мудреца должности при дворе.