46. Конфуций, страница 7

46. Конфуций, страница 7

Конфуций

ТАЙНА РОЖДЕНИЯ КОНФУЦИЯ

< Сыма Цянь, древнекитайский историк. В своих «Исторических записках» он несколько раз упоминает о царстве Лу.

между миром живых и миром мертвых. «Девушки духов» занимали в обществе достаточно низкое положение, но их роль была очень важна: они знали все тонкости необходимых ритуалов и церемоний и помогали мирянам правильно их осуществлять. Живя в столице государства, юный Цю часто наблюдал традиционные церемонии и любил воссоздавать их в своих играх.

Но было в нем и что-то от отца-воина. Он рос сильным и высоким. Говорят, что рост Конфуция составлял более двух метров, а длина стопы — 31 сантиметр. Он переболел черной

Одним из основных источников сведений о Конфуции является книга Сыма Ця-ня «Исторические записки». Но историк жил на четыре столетия позже Конфуция, а биография мудреца к тому времени обросла легендами, и поэтому не все, о чем писал Сыма Цянь, достоверно.

На самом деле точное место рождения Конфуция неизвестно. Возможно, скудость сведений — результат того, что ученики не хотели лишний раз акцентировать внимание на том, что их учитель — фактически незаконнорожденный. Кроме того, его мать была жрицей довольно низкого ранга. Специалист по

китайской истории Сидзука Сирокава в книге «Рассказы о Конфуции» пишет, что, возможно, Чжэнцзай не разрешили вступать в брак, чтобы она не отвлекалась от своих жреческих обязанностей. Доказательством своей гипотезы она считает историю о горе Цю. По мнению Сирока-вы, мать мудреца ходила туда не молиться о рождении ребенка, как то делали другие жители деревни, а совершать службы в честь духа горы. Таким образом, ее связь с человеком, намного превосходящим ее по возрасту, становится еще скандальнее: жрица должна соблюдать целомудрие.

Словом, ученики Конфуция старались скрыть подробности его появления на свет. Взамен фактов рождались легенды, приукрашенные вымыслы, и именно они собраны в «Исторических записках». Позднее историки пытались вычленить документальные факты о жизни Конфуция, но сделать это нелегко, поскольку они прочно переплелись с вымыслом.

▼ Крепостные стены вокруг Цюйфу, родного города Конфуция.

^ Конфуций в 15 лет. У него не было учителя в общепринятом смысле слова, и он собирал знания сам.

оспой, отчего у него на лице остались пятна. Так что в глазах современников Учитель Кун красотой не отличался.

В детстве он мало общался с отцовской семьей, но рано осознал, что в равной мере является духовным наследником обоих — и отцовского, и материнского — родов. Ранний интерес к древним ритуалам и жреческим практикам отличали мальчика от его сверстников.

Трудная юность

Научившись читать и писать, Конфуций часто стал погружаться в глубокие размышления. Свой жизненный путь он впоследствии описал в нескольких строках, и первая звучала так: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению». Он решил стать государственным мужем.

Но Чжэнцзай так и не увидела своего сына прославленным мудрецом. Через два года она умерла. Молодой человек своими руками похоронил мать рядом с отцом. Чжэнцзай не рассказывала ему, где находилась могила Шулян Хэ. По легенде, он нашел ее по следам катафалка. Цю осиротел, но родственники отца не желали помогать ему: они так и не примирились с «диким браком» Шулян Хэ.

Цю оказался предоставленным самому себе. Не получив наследства, юноша понимал: чтобы выжить, он должен работать. И Цю нашел себе заработок. Позже один важный чиновник как-то спросил у ученика Конфуция: «Неужели твой учитель — святой человек? Кажется, что он умеет справляться с любой работой». Ученик подтвердил это, а Конфуций сказал: «В молодости я был беден и не гнушался никакой работой, что мог найти». Ему и вправду нелегко приходилось в те годы, но юноша не унывал, беря трудные уроки у жизни.