Вокруг света 1989-12, страница 48

Вокруг света 1989-12, страница 48

СКАЛА ИНДЕЙЦЕВ

Стив, руку вправо, там дырка. Уцепился?.. И ноги, ноги выпрямляй,— кричат

снизу.

— Фредди, тут гладко все, как на лужайке,— отзываются сверху.

— А ты лапу тяни, тяни... Вот. И ногой пошуруй. Есть там уступчик,— это снова снизу.

— Пальцы скользят,— слабо доносится со скалы.

— Мелом смажь, а то ссыпешься,— эти слова Стив Мейлз расслышать не успел — «ссыпался».

Его тут же окружили и начали ощупывать. Три метра, конечно, не высота, но сколько сил уходит на то, чтобы забраться даже так невысоко по отвесному склону. Техника нужна. А Стив, оказывается, все делал не так. И полез не с активной ноги, и руки по скале разбросал, как будто лететь собрался, и головой очень вертел, силы не экономил.. А главное — кроссовки неплотно зашнуровал и мешочек с мелом неудобно подвесил: левой руке близко, а правой не дотянуться. Человек пять наперебой давали советы «новичку», преувеличенно охая и подмигивая друг другу. Наконец двадцатидевятилетний Фредди Кук, как самый старший и опытный из них, похлопал Стива Мэйлза по плечу и сказал, что для начала, впрочем, не плохо.

Конечно, техника — техникой, но и скала — скалой. Недаром несколько лет назад, когда здесь, на окраине городка Беркли в шате Калифорния, началось строительство новых домов, эту каменную глыбу обошли стороной. Никаким машинам она не по зубам, а взрывать — дороже обойдется. Так и стояла она среди новостроек, серая и одинокая, пока компания молодых людей не разглядела на ней гладкие круглые углубления, похожие на ступы, в которых индейцы когда-то толкли зерно. И назвали ее — Скала индейцев.

Теперь каждый прохожий может остановиться и, задрав голову, рассматривать белые отпечатки человеческих ладоней на гладкой отвесной стене, метрах в трех-четырех от земли. Как они туда попали, никто не спрашивает. Местные жители знают, что это работа студентов — долговязого Фредди и его компании.

Никакой специальной амуниции у ребят нет, только кроссовки и мешочек мела, а значит, надеяться нужно только на себя. Когда встречается трудный участок, скалолаз машинально берет щепотку мела из мешочка, висящего у него на поясе. Точно так же иной шахматист делает глоток крепкого кофе или чаю или тянется за сигаретой, прежде чем сделать ответственный ход.

46

Но самое главное сходство скалолазания с шахматами ребята из компании Фредди Кука видят в том, что и здесь и там просто необходимо просчитывать игру на несколько ходов вперед. Человек, взбирающийся по отвесной скале, не может сделать движение, не зная, что за этим последует и возможно ли и дальше продвигаться в том же направлении.

Но труднее всего сочетать такую трезвую оценку своих возможностей с азартом скалолаза. Особенно если ты молод. А в том, что эти ребята фанатики, никто в Беркли не сомневается. Они готовы повторять свои восхождения сотни раз, причем без всякой страховки. И, если уж отвлечься от «шахматных» аналогий, то они явно ведут поединок со смертью. Опасность здесь очень велика. А когда Фредди Куку надоела, наконец, Скала индейцев, и он начал подолгу засматриваться на отвесные стены жилых домов и других зданий с замысловатыми архитектурными решениями, риск возрос многократно.

— Главное, не цепляться за камень мертвой хваткой. Тогда можно взобраться куда угодно,— повторяет Фредди всем новичкам.— Если же вы боитесь упасть, то не влезете даже на дерево.

Мысль, конечно, не новая. Так говорят инструкторы по плаванию тем, кто хочет научиться плавать. Так обучают танцевать или кататься на велосипеде. Нужно почувствовать свободу и легкость. И — вперед. Правда, особо ретивых, готовых вперед без оглядки, нужно сдерживать. Лучший для этого способ: предъявить кого-нибудь из компании на костылях или с перевязанной рукой (к сожалению, такие всегда найдутся). Вот, например, Дэйв Мей. В один прекрасный день он почувствовал себя настолько в форме, что решил в одиночку взобраться по вертикальной трещине в опоре виадука. Поначалу он не нашел там ничего, за что можно было бы уцепиться. Но скалолазы изобретательны. И Дэйв подумал, что, если упереться ступнями в противоположные стенки, то у ног будет прекрасная опора, а уж за что уцепиться руками — там видно будет. Оказалось, что не все так просто, и в результате Дэйв сорвался вниз.— Хорошо еще не под колеса автомобиля.

Энн Харсборн, подружка Дэйва из той же компании, девушка с крепкими нервами, сама не раз оказывалась в подобной ситуации, поэтому и восхищаться показным мужеством не стала. Только и сказала, что мост над автомобильной трассой — не место для начинающих.

Конечно же, опыт приходит со временем. А с опытом и азарт: кого-то обогнать, залезть выше, по более крутому склону или отвесной стене, сделать все быстрее и легче. А это уже спорт.

А раз это спорт, то должны быть в нем и свои легенды. Такой невесомой миниатюрной «легендой» стала японская студентка Юко. Она без видимых усилий быстро карабкается по скале, как маленький муравей. Вообще надо сказать, что женщинам в скалолазании везет больше. Они проще выходят из сложных ситуаций.

А вот то, что проделывает на скале сам Фредди Кук, все-таки ближе к трюкачеству. Ежедневные упражнения настолько отточили его технику, что он может взбираться по скале... на корточках. И хоть друзья называют это детской забавой, повторить то же самое никому еще не удалось. Сам же Фредди надеется, что какая-нибудь кинокомпания заинтересуется им и найдет в своем фильме место для его трюка. Студенту лишние доллары не помешают.

Конечно же, Фредди Кука, Дэйва Мея, Энн Харсборн и их приятелей можно было бы назвать пионерами скалолазания без специального снаряжения. Если бы не одна любопытная старая книга, «Ночные альпинисты Кембриджа», опубликованная еще пятьдесят лет назад. Это практическое руководство для тех, кто осмелится взбираться на готические постройки Кембриджского университета. И такие смельчаки находились, хотя восхождения были скорее всего нелегальными. Это нетрудно предположить, так как все рекомендации даны с расчетом на ночные условия.

Интересно, что фанатики-скалолазы, подобные Фредди Куку, встречаются в Америке чаще всего среди студентов. Сами ребята объясняют это просто. Во-первых, еще не забылись мальчишеские игры, когда не ради чего-то, а просто так влезают всей компанией на дерево или соседний гараж. Во-вторых, сама жизнь заставляет. Частенько приходится возвращаться домой позже положенного времени, а это значит — не через дверь, а по водосточной трубе или по стене. В-третьих, конечно, романтика. Романтиков же среди студентов больше всего. Но самое главное — это в-четвертых — для занятий любым другим видом спорта нужны снаряды, форма, помещение, а значит, и средства. Тут же всего-то: мешочек с мелом и пара кроссовок. Как раз по студенческому карману.

По материалам зарубежной печати подготовила О. ИВАНОВА