Вокруг света 1990-06, страница 46ЯНТАРНЫЙКАБИНЕТ Пауль ЭНКЕ, историк (ГДР) «ПРЕРОГАТИВА ФЮРЕРА» Май 1933 года. Прошло несколько месяцев с того дня (30 января), как Гитлер был назначен рейхсканцлером. На площадях немецких городов фашисты жгут книги. Лето 1933 года. Вслед за запретом на кинофильмы, пьесы и музыку еврейских авторов начинается широкая кампания против так называемого «упадочнического искусства», или «искусства вырожденцев». Такой ярлык навешивается на всех, кто не подходит под нацистскую концепцию искусства: модернисты, экспрессионисты, сюрреалисты и прочие, чересчур оригинальные... Во время травли художников было конфисковано около 16 тысяч произведений живописи и скульптуры. Часть из них продана за границу (Германия очень нуждалась в валюте!), часть обменена на произведения старых мастеров (фюрер чтит духовные традиции), а остальное... «Большинство конфискованных объектов уничтожено!» — гордо докладывал Гитлеру министр пропаганды Йозеф Геббельс Наведя таким образом порядок у себя дома, нацисты обратили взоры с л ■г*» I Б* 1 Йозеф Геббельс (род. в 1897 г.) — министр пропаганды, гауляйтер нацистской партии Берлина. Организатор кампании против «упадочнического искусства». В 1940 году отдал приказ о розыске всех произведений искусства, созданных немецкими авторами и находящихся за границей. Крупнейший военный преступник. Покончил с собой 1 мая 1945 года. Продолжение. Начало в № 5. за пределы Германии. Надо отметить, что Гитлер еще с молодых лет находился под определенным влиянием английского философа Хьюстона Стюарта Чемберлена (1855—1927), который выдвинул идею о том, что возникновением своей цивилизации и культуры Европа обязана... германцам! Эта потрясающая в своей абсурдности мысль стала основой культурной политики «третьего рейха». Главный идеолог империи Розен-берг 2 в программном труде «Мифы XX века» воспевал эту идею на все лады. И вот под лозунгом «Европа всем обязана Германии» фашизм начинает готовиться к войне против европейской культуры. Пожалуй, впервые в истории в одном ряду с военным, экономическим и политическим планами нападения на другие страны оказался и план, так сказать, куль-турно-политический. Разрабатывался он с истинно немецкой обстоятельностью. Прежде всего нужны были точные сведения о том, где располагаются наиболее ценные сокровища мировой культуры в соседних странах, включая СССР, и какие конкретно произведения хранятся в том или ином музее. Немецкие искусствоведы — одни напрямую, другие косвенно — начали работать на разведку. Так, восточным экспертом в конце тридцатых годов стал некий фон Хольст. В 1940 году он был включен в немецкую архивную комиссию, работавшую в Советской Эстонии. В начале 1941 года Хольста ввели в состав культурной комиссии, которая работала в Литве, затем в Ленинграде и Москве. К этой командировке искусствовед фон Хольст готовился особенно тщательно. 15 ноября 1940 года он обратился к директорам немецких музеев с требованием обязать начальников всех подразделений подготовить для него сообщения «обо всех произведениях (хранящихся в русских музеях), которые могли бы с любых точек зрения стать ценным Альфред Розенберг (род. в 1893 г.) — один из основателей нацистской партии, автор многочисленных антикоммунистических, антисоветских и антисемитских трудов. С 1941 года — рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий. Основатель и председатель «Штаба рейхсляйтера Ро-зенберга по оккупированным территориям», превратил его в крупнейшую организацию расхитителей произведений искусства. В 1947 году осужден и как один из главных военных преступников казнен. Так выглядело внутреннее помещение Екатерининского дворца после изгнания гитлеровцев. Реставрированный фрагмент Янтарной комнаты (цвет.). 44 |