Вокруг света 1990-08, страница 53— Обратите внимание на жирафа. В Индии нет жирафов, они водятся только в Африке... А это царь на слоне, он едет смотреть жирафа, привезенного на корабле из далекого плавания к африканским берегам,— надрывается гид.— Историки считают, что Храм Солнца был построен в крупном для того времени порту. На месте этих дюн располагался густонаселенный город... Однако гида никто не слушал, туристы разбрелись, чтобы в одиночестве разглядеть каменные фигурки, застывшие в причудливых позах... Но вот на седьмой день месяца магх (январь—февраль) около храма появляются религиозные паломники. Еще до рассвета они идут к водоему, где совершают омовение. Когда-то там протекала река Чандраб-хага, от которой остался лишь небольшой пруд, наполненный, по мнению верующих, водами исчезнувшей святой реки. Затем они направляются к берегу моря встречать восход солнца; и когда красный диск отрывается от вод морских, люди погружаются в безмолвную молитву. Некоторым кажется, что они видят бога Солнца на огненной колеснице, запряженной семеркой лошадей. То тут, то там слышны радостные возгласы. Затем паломники медленно бредут к невзрачному храму Девяти планет, что пристроился на территории храма Солнца. Там выставлен для поклонения фриз, некогда украшавший вход в Черную пагоду. Люди уже не помнят, почему именно в этот день они из года в год приходят в Конарак и выполняют ритуалы, наследованные от прошлых поколений. Благодаря находкам древних рукописных книг историки узнали, что в XIII веке именно в этот день был освящен храм Солнца... Я уже хотела уходить, когда увидела приближающихся к храму паломников. Это была молодая индийская семья, мать и отец вели за руку детей. Они остановились и молча стали разглядывать эротические изображения. Никто из детей не хихикал, не показывал пальцем и не задавал родителям «трудных вопросов». Они пришли на встречу с богами, как мне потом объяснил пожилой профессор университета, «у них и мысли не могло возникнуть, что тут что-то неприличное». Профессор сказал, что молодые люди специально приезжают в Конарак поучиться искусству любви у своих опытных в этом деле предков. Эротические скульптуры украшают многие храмы Ориссы, построенные в X—XIII веках. В то время тантризм с его эротическими ритуалами оказал влияние на все направления индуизма. Так оправдывают индийские и западные историки присутствие в храмовом декоре неприличных с точки зрения европейской морали тем. Но в их утверждениях нет уверенности. Сейчас в книжных магазинах и лавчонках Индии продается множество разнообразных книг о тантре: «Тантра. Секретная сила секса», «Тантра. Эротический культ»... В них вы найдете описание танца голых проституток с колокольчиками на бедрах, старика гуру, целующего тело юной девственницы... Книги, претендующие на научность изложения материала, сообщают, что близость мужчины и женщины в практике тантри-ков занимает важное место, так как они верят, что единство, единение, являются главными принципами Вселенной. Но это не сама цель, а только прием для ее достижения. Всякая двойственность, даже двойственность полов — это иллюзия. Они считают, что космическое единство макрокосма и микрокосма достигается во время полового акта. Для ритуала тант-риков чакрапуджа нужно пять «м»: манса (мясо), матсья (рыба), мадья (вино), мудра (вид зерна или жесты) и майтхуна (половой акт). После небольшой трапезы каждый мужчина, участвующий в чакрапудже, внушает себе, что он бог Шива, а женщина — богиня Деби. Прошедшие долгую предварительную йогическую подготовку под руководством гуру участники ритуала в результате возбуждения входят в состояние экстаза. На более высоких стадиях ученичества к этому ритуалу уже не возвращаются. Семь или восемь веков назад в Индии получило распространение учение «сахаджа тантра» (легкая тантра), призывавшее искать истину в своем собственном теле, в божественной сути своего «я», а не вне себя, не в боге. Для достижения слияния с Истиной не нужны воздержания, посты, чтение мантр и безбрачие. Наоборот, необходимо всячески развивать и потакать своим желаниям. Йога и секс, по их мнению, вели к слиянию с Абсолютом — Истиной. Большинство исследователей предполагают, что именно «сахаджа тантра» оказала влияние на храмовую скульптуру XIII века. Кроме храма Солнца в Конараке, приблизительно в то же время был возведен в Кхад-журахо (штат Мадхья прадеш) еще ряд храмов с эротическими скульптурами. (Окончание на стр. 55.) «Наши контакты творят историю» — такими словами закончил свое письмо в редакцию наш читатель из Индии, житель штата Керала Васимул Хак. В конверте, кроме письма, оказались и фотографии, на которых — мгновения жизни его соотечественников. Учитывая пожелания наших многочисленных читателей чаще знакомить их с культурой и традициями индийского народа, мы решили, не откладывая, опубликовать некоторые из снимков В. Хака. Бенгальская невеста после обряда венчания. Еще одни бенгальский обычай: отцовские поздравления дочери во время брачной церемонии. Сценка индийской свадьбы. Невеста в белом одеянии по завершении брачной церемонии.
|