Вокруг света 1990-08, страница 52лось предположение, что 12 сотен скульпторов в течение 12 лет творили это чудо. Все эти долгие годы им было запрещено видеть своих жен. Царь якобы считал, что в тоске по дому, по любимой мастера смогут живее передать в камне страсть и наслаждение любви. Скульптуры из Конарака можно увидеть в музеях Индии и Великобритании. Англичане потратили немало сил и средств на консервацию памятника. Английские историки и архитекторы изучали это необычное сооружение. В 1837 году Конарак посетил известный археолог Фергюсон. В своей книге «Образцы древней архитектуры Хин ду с тана» он пишет, что руины святилища имели высоту до сорока метров. В Ориссе существует замечательная традиция раз в сто лет переписывать древние манускрипты, а старые, истрепанные временем, тропическим климатом и подточенные жучком копии бросать в реку. Эти книги в деревнях до сих пор служат объектом поклонения. Местный ученый Садасив Ратх Шарма в течение восьми лет собирал рукописные на пальмовых листьях книги, читал их почти слепой текст и переводил на английский язык. Садасив Шарма собрал в тридцати двух деревнях, расположенных поблизости от Черной пагоды, 974 рукописные книги. Среди них только семь имеют отношение к изучаемой им проблеме. В трех записаны художественные произведения о храме Солнца, в остальных четырех содержатся сведения о строительстве и службе. Особенно ценны книги, предоставленные ученому семьями, чьи предки служили управ ляющими или, по-современному, прорабами на стройке храма в Конараке. В одной из книг перечислены имена всех архитекторов, скульпторов, резчиков и рабочих, их расходы и доходы. Настоящая бухгалтерская книга XIII века! Главным архитектором и главным скульптором был Садасив Саманта-рай Махапатра, местный житель, как и большинство мастеров. Своих умельцев посылали в Конарак и соседние раджи. Была приглашена группа резчиков по камню из Южной Индии, но их работу признали неудовлетворительной и потому доверили выбивать лишь орнамент. Найденные документы XIII века (при многократной переписи возможны искажения) донесли до нас трагедию этого архитектурного шедевра. Раньше высказывались предположения, что святилище пострадало в результате удара молнии, землетрясения или неравномерного опускания песчаного грунта. Однако настоящая причина крылась в поспешности или, как мы сейчас говорим, штурмовщине. Царь Нарасимха I повелел возвести святилище за 10 лет, 10 месяцев* и 10 дней, да еще закончить все строительные работы к определенному дню. Он хотел, чтобы первая служба в храме состоялась в год празднования дня рождения бога Солнца, в седьмой день индийского месяца магх (январь—февраль), который падал на воскресенье. И началась гонка. В первые годы строительства в сезон проливных дождей рабочих обычно отпускали по домам, позже это.правило было отменено. Все обтесанные каменные блоки, как того требовал строитель ный канон, клали посуху, то есть без известковой прокладки. Они держались за счет силы тяжести. Но по приказу главного архитектора верхнюю часть святилища — амлу (круглый плоский камень) и калашу (каменную вазу, завершающую купол)— для крепости водрузили на известковый раствор. Почему? Возможно, архитектор был не уверен в прочности или уже заметил последствия спешки? Храм был должным образом освящен, и состоялась служба в указанный царем день. Сейчас недалеко от развалин торчат из земли два столбика «юпа» — их ставили в ознаменование церемонии освящения. Такие можно найти и около других древних святилищ Ориссы. В конце книги «Падмакшетра деула карманги» есть такая запись: «Вот уже 12 лет жрецы не исполняют свои обязанности. Бог Солнца покинул храм». Разрушение началось с падения огромного каменного льва на восточной стене святилища, вслед за ним рухнула и вся восточная стена. Это случилось в начале XVII века. Таково прошлое Черной пагоды. Оно невольно вспомнилось мне, когда я впервые увидела этот памятник. Обойдя храм, я присела на камень в нескольких метрах от колес каменной колесницы. Попыталась представить себе Конарак в лучшие его годы — у стен города бились морские волны, а внутри вокруг храма, как муравьи, сновали жрецы, паломники, прокаженные и нищие. Из задумчивости меня вывел громкий голос гида, который старался привлечь внимание группы европейских туристов к немногочисленным «приличным» скульптурам. |