Вокруг света 1990-10, страница 3ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ ЦК ВЛКСМ ВОКРУГ urn Белая Тара богиня милосердия буддийско-ла-маистского пантеона,— семиока. Семь ее глаз (три во лбу и по одному на ладонях и ступнях) — это семь каналов, по которым вбирает она в себя боль и страдания мира. Неизвестный ваятель соединил в ее образе этический и эстетический идеал своего народа. Эта статуя хранится в фондах Музейного объединения Бурятской АССР. А рядом, на стеллажах,— шелковые папки великой книги тибетской медицины «Чжуд-ши», которую то ли написал в стихах легендарный пандит Дживака Курма, то ли продиктовал ему сам Будда Ша-кьямуни. Мечта о милосердии об руку с наукой врачевания... Самая, быть может, важная тайна человечества скрыта в психике людей ранних периодов развития общества. В сущности, сегодняшний повышенный интерес к экстрасенсам или к знахарям, увлечение ушу или каратэ, тяга к суфизму или к схимничеству — не более чем полубессознательные попытки современного человека прорваться к забытой целостности миропонимания. Но возможно ли это? «Неисповедимы взлеты человеческого духа»,— говорят одни. Для других приобщение к ранним шедеврам науки и искусства — путь к пределам психических возможностей человека. Очерк Е. Пронина «Милосердие вечности» (см. стр. 2) освещает своего рода «приключения мысли», которые переживает человек, приобщаясь к загадочному явлению древней культуры, именуемому тибетской медициной. Фото Валерия ОРЛОВА (снимок Белой Тары публикуется впервые) |