Вокруг света 1990-11, страница 6ШЕСТЬ СЕЗОНОВ И ВСЯ ОСТАВШАЯСЯ ^ ЖИЗНЬ С Лидия ЧЕШКОВА, наш спец. корр. «Полюби и будешь счастлив». Эти слова французский художник Поль Гоген вырезал на фронтоне своего дома на Таити. Мудрый, простой, но не всем доступный совет. Человек, о котором я хочу рассказать, следовал ему всю жизнь. Но жил он не под безоблачным небом Океании, а в Приаральской пустыне, в то время, когда земля эта шаг за шагом приближалась к экологической катастрофе, а народ ее — к грани, за которой начинается борьба за выживание... орокалетний художник Савицкий приехал в далекий Нукус в 1956 году. Приехал навсегда, оставив Москву, квартиру на Арбате, друзей и знакомых. Через десяток лет Игоря Витальевича знала вся Каракалпакия. Когда он умер (это случилось в 1984 году), местные жители хотели похоронить его на мусульманском кладбище... В свое время имя Савицкого встречалось мне в книгах о Хорезмской экспедиции, слышала я его и от знакомых художников, и от экспеди-ционников, чей маршрут проходил через Нукус, но память как-то не задержалась на нем. Когда же весной 1988 года в Москве, на Гоголевском бульваре, открылась выставка «Забытые полотна» из собрания Нукусско-го музея искусств и я, ошеломленная обилием незнакомых талантливых имен, кинулась расспрашивать о создателе этого музея,— было уже поздно. Здесь же, на выставке, я узнала -— об этом говорили уже открыто,— как Савицкий ходил по мастерским, разыскивал родственников умерших художников, приходил в дом, сам доставал с антресолей сваленные в кучу холсты, сам мыл полы, чтобы разложить картины {у вдов уже недоставало сил на :это)— отбирал, покупал, зачастую на свои деньги, и увозил в Нукус. Когда Савицкий появлялся в Москве художники передавали друг другу: «Савицкий приехал... Савицкий приехал...» Для многих это означало - пришла помощь, дружеская поддержка. Те, кто еще не знал Савицкого, прежде чем отдать свои картины, спрашивали: Ему можно верить? Ответ был всегда один: - Можно. Он приобретал и сохранял то, что могло уйти в небытие или за рубеж — картины художников-авангардистов, которых в те годы официальное искусство не признавало Что же привело Савицкого к мысли собрать работы художников, отторгнутых жестоким временем? Было ли это просто увлечением или — выражением гражданской позиции человека, который нашел в себе силы не только иметь ее, но и защищать? Как и когда он стал своим в При-аралье — среди каракалпаков, узбеков, казахов? И вообще, что это был за человек, способный к столь резким переменам в жизни? С «Забытых полотен» началось мое путешествие по следам Савицкого, к его коллегам и друзьям, которых, к счастью, осталось много, как и добрых воспоминаний об этом человеке. Моими соседями в самолете были: молодая женщина в цветастом платке и длинном бархатном платье, крупный мужчина с коричневым лицом и 4 |