Вокруг света 1990-12, страница 23

Вокруг света 1990-12, страница 23

ПЛЕННИКИ

РАЙСКОГО САДА

Остров Сиберут входит в состав архипелага Ментавай, изумрудным ожерельем протянувшегося вдоль юго-западного побережья Суматры. Полторы сотни километров морской глади скрывают рифтовую складку, геологическое образование, составляющее барьер между Ментаваем и Индонезией. Флора и особенно фауна у них весьма различны. К примеру, две трети млекопитающих Сиберу-та встречаются только на этом острове. Скажем, два подвида пальмовых куниц, далеких предков наших домашних кошек.

Корреспонденту западногерманского журнала «Гео» Рольфу Бёке-майеру удалось там побывать. В городе Паданг — столице провинции Западная Суматра, а именно к ней относится архипелаг Ментавай, ему ехать на Сиберут не посоветовали:

— Вы опоздали, нет там уже первобытного племени. Традиционные поселения мы ликвидируем. Это вопрос дней. Уже девять десятых острова — «зона развития» по правительственному плану. Крестьяне-переселенцы вырубают леса, разводят плантации риса на продажу, применяют удобрения, технику. Словом, выводят Индонезию в двадцатый век! 1

/V*

ИНДОНЕЗИЯ

Об этих планах и об их возможных (увы, сбывшихся) последствиях см № 11 нашего журнала за 1982 год.— О л ь-г и н А. Почти утраченный Сиберут.— Прим. ред.

Помог корреспонденту Всемирный фонд охраны дикой природы -- международный комитет специалистов под председательством индонезийского министра. Фонд ведет борьбу за экологическое спасение Индонезии. Один из первых — проект под девизом «Сохранить Сиберут». Сотрудники фонда выхлопотали разрешение на поездку.

На Сиберуте нет дорог — ни асфальтированных, ни грунтовых; нет электричества, радио и телевидения; нет водопровода. Зато есть чистый воздух, чистые реки и ручьи, тропический лес, звери и птицы. И все, что растет, плавает, бегает и летает, идет коренным сиберутцам в пищу: кокосы и саго, бананы и таро, обезьяны, рыбы и личинки муравьев.

Ночами женщины с факелами ловят сетями речных крабов. Мужчины ходят на охоту с отравленными стрелами. На каждую дичь свой наконечник, пропитанный ядом анчара. Того самого, к которому, по словам Пушкина, «...и птица не летит, и зверь нейдет...».

Живут сиберутцы в «длинных домах» — вытянутых хижинах, разделенных перегородками на три части: мужскую, женскую и кухню.

В задней, закрытой части дома живут вдовы. Они должны спать от-