Вокруг света 1991-01, страница 33о. СОКОЛОВ АВТОГРАФ ДЕ БУЙОНА ТГТТ ам^°Р на Ауаре изве-Ш Я я стен на весь мир своей я я я красотой и величием, ра-" зительно отличающими этот замок от других суровых средневековых сооружений. Но меня привлекли не его круглые башни, винтовые лестницы и белокаменные кружева, а всего лишь одна деталь. Надпись на камне. Среди нацарапанных чем-то острым «автографов» современных вандалов я увидел на стене глубокие канавки полуистертых букв — «Де Буйон 1648». На секунду мне показалось, что век трех мушкетеров стоит со мной рядом. Явственно услышал звон шпор поднимающихся по лестнице мятежных сеньоров, до меня донеслись слова команд и перекличка часовых, вооруженных мушкетами и длинными шпагами... Но нет, в коридоре было тихо, я просто на миг вспомнил прочитанное однажды в юности. «Дворцом рыцарей и фей» называл сказочный Шамбор Виктор Гюго. «Кажется,— писал Альфред де Виньи о Шамборе,— что благодаря чудесной лампе гений востока извлек его из «Тысячи и одной ночи» и, похитив у солнечных краев, перенес его сюда, в края тумана». Мне далеко до того, чтобы выражаться так, как мой любимый французский писатель. Поэтому скажу о Шамборе только то, что позволит оценить его значение как памятника ушедшей эпохи. Замок был заложен в 1519 году по приказу короля Франциска I, который вошел в историю не только как король-рыцарь, но и как покровитель искусств. Благодаря ему во Франции оказались лучшие творения итальянского ренессанса, повлиявшие на французское искусство и сделавшие его более полнокровным и жизнеутверждающим. Шамбор — это королевский охотничий дом, который Франциск I повелел возвести в лесах Солони, славившихся своей дичью. Находившийся на месте Шамбора небольшой укрепленный замок был снесен, а на его месте стали возводить сооружение, больше напоминающее дворец. Впрочем, Шамбор строился как и другие средневековые замки: в центре донжон — высокая башня, по бокам — боковые башни. Но во всем чувствуется размах, несопоставимый с цитаделями предшествующего времени. Под руками известных и безвестных мастеров камень превратился в тончайшие кружева. В затейливом узоре переплелись тонкие колонны и шпили, пилястры и ниши, каменные раковины, башенки, перила. Во дворце 440 комнат. 365 каминов, 74 лестницы. Над созданием этого шедевра трудились лучшие французские и итальянские зодчие того времени: Доменико да Кортона, Сур-до, Невё и великий Леонардо да Винчи. Строительство Шамбора завершилось лишь в 1546 году, и потому Франциску I не довелось жить в этом замке. Однако и недостроенный, при жизни короля, замок не мог не восхищать современников. Ведь в 1539 году Франциск I, принимая Карла V, могущественного императора Священной Римской империи, не удержался от соблазна и повез гостя на берег Луары. «Сосредоточие искусства рук человеческих» — так отозвался восхищенный коронованный гость о Шамборе. Замок на Луаре видел на протяжении последующих столетий множество владельцев и самых разнообразных посетителей. В его окрестностях любили охотиться Франциск II, Карл IX и Людовик XIII. В этих стенах Жан-Батист Мольер поставил для Людовика XIV свои знаменитые комедии «Мещанин во дворянстве» и «Господин де Пурсоньяк». «Король-солнце» передал вскоре замок в распоряжение своего тестя Станислава Лещинского, а затем предоставил его знаменитому маршалу Морису Саксонскому, победителю в битве при Фонтенуа, той самой, в которой офицеры французской гвардии в момент, когда неприятель приблизился на дистанцию ружейного выстрела, вышли из рядов и приветствовали противника изысканным поклоном и любезно предложили открыть огонь первым. В следующие столетия Шамбор неоднократно переходил из рук в руки, пока не был конфискован правительством Французской республики, так как его владелец Эли де Бурбон, потомок боковой ветви королевского дома Бурбонов, воевал в рядах австро-венгерской армии против Антанты. (Окончание на 4-й стр. обл.) Как мы сообщали в № 10/90, редакция журнала «Вокруг света» совместно с рекламным агентством РИПОЛ и издательством «Молодая гвардия» предпринимает в 1991 году издание Библиотеки «Вокруг света». В шесть выпусков библиотеки — каждый объемом около 20 авторских листов — войдут фантастические и приключенческие повести и романы, документальные повествования, гипотезы, загадки, версии. В своих письмах читатели единодушно приветствуют наше начинание. Благодарим всех за добрые слова и предложения, многие из которых учтены нами в содержании Библиотеки: Выпуск 1 ХЭММОНД ИННЕС «Белый юг» «Львиное озеро» «Королевство Кэмпбела» Выпуск 2 РОБЕРТ ХАЙНЛАЙН «Пасынки Вселенной» «Гражданин Галактики» Выпуск 3 ЗОВ АФРИКИ Неопубликованные записки русских путешественников: П. Н. КРАСНОВ. Казаки на Африканском Роге А. В. ЕЛИСЕЕВ. На верблюдах через Сахару Выпуск 4 АГАТА КРИСТИ «Трагедия в канун Рождества» ЖОРЖ СИМЕНОН «Мегрэ и строптивые свидетели» ЭРЛ СТЕНЛИ ГАРДНЕР «Тайна падчерицы» ЧАРЛЗ УИЛЬЯМС «Прощальная улыбка» Н. С. ГУМИЛЕВ. Африканский днев-ник К. Д. БАЛЬМОНТ. Край Озириса, ^ и др. ~ 31 |