Вокруг света 1991-07, страница 10

Вокруг света 1991-07, страница 10

- iv- A * *v ; szJ

Василий ГАЛЕНКО,

спец.иорр.«Вонруг света», штурман дальнего плавания Фото Анатолия АКИНЬШИНА

i

ПРОПАЛО МОРЕ

Каждое путешествие на Дальний Восток для меня событие. Памятное плавание на веслах из устья Амура во Владивосток, пеший переход чфез Джугджур по следам писателя Гончарова, наконец, поиски якоря Беринга в разломах охотских предгорий.1 Кажется, достаточно, чтобы понять «Лики Охотоморья», как любят говорить,на Востоке. Но мне не хватало на этой прародине русского океанского мышления — так я именую Охотское море — его осколков, его Архипелага, его Шантарских островов. Дважды я видел, не боюсь высокопарности, эти изумрудные осколки, «утопающие» в синере моря-окияна. Один раз с борта рейсового самолета, в другой раз с перевала на Джугджуре за двести верст. В том последнем случае мелькнула мысль, что стоял я в потоке самого чистого на земле воздуха. Оказаться там стало навязчивой мечтой, а вернее — насущной необходимостью.

В самом расположении Шантар — в западном углу сурового моря— есть какая-то притягивающая странность. Пышный зеленый оазис посреди кипящего сулоями приливов моря в обрам

Василий Галенно во время энспе-диции. г

лении льдов, что не тают тут порой до нового ледостава — это вам не Канары, тоже по-своему «утопающие» и в зелени и в океане. Но и странное сходство тоже может найтись. Штудируя климат этого загадочного угла, чтобы выбрать наиболее благоприятный сезон для путешествия с попутным ветром, я наткнулся на поразительную связь Охотского моря с самым центром Тихого океана. Оказывается, все лето море накрыто потоком воздушных масс, несущихся от Гонолульского максимума в область пониженного давления над Восточной Сибирью. Не отсюда ли удивительная прозрачность атмосферы и «чудеса» в фауне и флоре?

Еще меня интересовали самые первые упоминания о Шантарах. Сенсация поджидала меня в обширном отчете А.Ф.Миддендорфа о путешествии на Север и Восток Сибири. Шан-тарами, оказывается, занимался в начале XVIII века сам российский император. Далекие, едва обозначенные на карте острова были на устах столичных вельмож. Разве не удивительно?

Не были равнодушны к островам и учредители Российско-Американской

8