Вокруг света 1992-11, страница 43

Вокруг света 1992-11, страница 43

«ЭТО БУДЕТ ПОХУЖЕ НЕФТЯНЫХ ПЯТЕН!»

У Средиземноморского побережья Франции множится ядовитая водоросль Caulerpa taxifolia. Она в состоянии уничтожить всю местную подводную растительность.

Впервые в Средиземноморье Caulerpa taxifolia была обнаружена восемь лет назад: у побережья Монако водолазы наткнулись на водоросль, которая встречалась до того лишь в теплых водах Тихого и Индийского океанов и Мертвого моря. Скромные поначалу кучки непрошеных гостей быстро разрослись до гигантских подводных лугов. А с морскими течениями водоросль продвинулась на запад аж до Тулона. Потом ее ростки достигли юга Испании. К востоку непрошеная гостья добралась до итальянских границ. «Водоросль распространяется со скоростью взрыва,- сетует профессор Александр Майнеш из лаборатории экологии побережий, что при университете в Ницце — Если так пойдет и дальше, это будет похуже нефтяных пятен!» Где бы ни селились тропические жители с их многометровыми корнями и большими пушистыми листьями - повсюду они вытесняют местную растительность, а заодно и всю морскую живность, связанную с ней. Только очень немногие рыбы мирятся с присутствием зеленых пришельцев. Среди них такие всеядные, как

рыба сальпа, прозванная «дерь-моедом». А вот морские ежи, которых Майнеш подсадил в своей лаборатории к водорослям, предпочли грызть пластиковые трубки и покрывающую аквариум краску, нежели иметь дело с подводной нечистью.

Очевидно, водоросли-чужаки отбиваются от врагов с помощью ядов. Итальянские ученые обнаружили в их арсенале три вида нервно-паралитических ядов. Если промысловые виды в будущем из-за недостатка кормов станут питаться этой водорослью, то яды будут накапливаться в их теле. Это представит смертельную угрозу для людей, на чей стол попадает средиземноморская рыбка.

Пока еще до конца не ясно, каким образом Caulerpa смогла очутиться в Средиземном море. Может статься, водоросли эмигрировали через Суэцкий канал? Однако исследователи убеждены в том, что водоросль попала в прибрежные воды со стоками из монакского морского аквариума.

Уникальную способность водоросли приспосабливаться Майнеш связывает с ее аквариумным

прошлым. На протяжении десятилетий эта светло-зеленая водоросль использовалась как декоративное растение. Поэтому не исключено, что волею случая было выведено потомство, необычно выносливое, быстро размножающееся и способное переносить холодную воду.

Во избежание катастрофы французский биолог требует принятия в мировых масштабах специальных мер с тем, чтобы ни растения, ни животные из аквариумов не попадали в океанскую среду. То, что случилось с водорослями, может произойти с любыми другими организмами.

Специалисты не могут пока что найти управу на зеленого бича Средиземноморья. Выкорчевывать водоросли уже слишком поздно — уж очень их много. Импортировать естественных врагов — аплизий из тропических морей ученые не решаются. Нет гарантии, что моллюски эти не нанесут, в свою очередь, какого-нибудь ущерба. Правда, можно найти выход из положения, подвесив улиток между растениями в проволочных сетках. По материалам журнала «Штерн» подготовил М. ДИНЕЕВ

итатель, вероятно, еще помнит недавний трансантарктический переход на собачьих упряжках группы ученых из разных стран. Участник перехода Виктор Боярский рассказывал о нем на страницах «Вокруг света» (№ 1—3/91) в очерках «Семь месяцев бесконечности». Похоже, это было одно из последних путешествий на собаках по ледяному континенту...

«Собаки не должны ввозиться на земли и льды Антарктиды и постепенно к 1 апреля 1994 года все, имеющиеся там, должны быть вывезены» — такие колючие слова включены в текст нового соглашения по Антарктике. Конечно, время и техника сделали ездовых собак в

Антарктиде лишними. Только Великобритания, Аргентина и Австралия еще содержат их питомники на своих научных базах. Грядущий запрет возник из опасений распространения собачьей чумки среди тюленей Антарктики. К сожалению, уже получены доказательства того, что тюлени — морской леопард и тюлень-крабоед — стали носителями вируса этой болезни.

Впервые ездовых собак в Антарктиду привез норвежец Карстен Борхгревинк в 1889 году. Собачьими упряжками пользовались Р.Скотт, Э.Шеклтон, Р.Амундсен, познавая неизвестный материк.

Возможно, вскоре состоится последнее путешествие на собачьих упряжках — дань добрым старым

временам. Норман Воган, которому сейчас 88 лет, участвовал еще в экспедиции адмирала Р.Бэрда в 1928 году. Он обеспечивал работу первых собачьих упряжек американцев в Антарктиде. Сейчас хочет принять участие в последней. В 1993 году он надеется совершить подъем на собачьей упряжке на гору Воган (высота 3090 м), носящую его имя. Кроме того, Воган готовит 1000-мильный пробег на собачьих упряжках — они повезут приборы для измерений уровня загрязнения воздуха. Однако для реализации своих планов путешественнику необходимо получить специальное разрешение.

В. ВИНОГРАДОВ

41