Вокруг света 1993-04, страница 21

Вокруг света 1993-04, страница 21

Не оставлял равнодушными людей этот пролив и после его открытия. До 1917 года были даже проекты строительства моста и туннеля, соединяющих Транссибирскую магистраль и Трансамериканскую дорогу. В последние годы его пересекали на собачьих упряжках, на лыжах, на каяках, на воздушных шарах, а между островами — даже вплавь.

В августе 1992 года трое путешественников — Александр Сарычев, Александр Насонов и Михаил Ильвес из Магадана впервые решили пересечь Берингов пролив на резиновых лодках. Путешествие было посвящено 260-летию открытия Аляски русскими мореходами и 500-летию плавания Христофора Колумба. Путешественники также хотели доказать, что в экстремальной ситуации на море в арктических широтах, например при авиационной аварии, человек сможет на резиновых лодках достичь берега. Поэтому экспедиция носила название «Риск».

Плавание началось от чукотского поселка Лаврентия. Это не самое близкое место к противоположному берегу, зато оно позволяло использовать большую гамму ветров. У каждого путешественника — надувная резиновая лодка ЛАС-5, что расшифровывается как «лодка авиационная спасательная, грузоподъемностью в 500 кг». Ее длина три метра, ширина —чуть более метра. Мачта имеет двойное назначение: она держит паруса и небольшой киль.

День старта выдался ясным, солнечным. Хороший ветерок, и лодки двигаются весело. Сами они оранжевые, а паруса белые. Вода чистая-чистая. И голубая, как в Черном море. Но это благостное впечатление обманчиво, так как температура воды около четырех градусов. Человек, попавший в нее, замерзает в течение нескольких минут. Море буквально кишит жизнью. Из воды то и дело выныривают и тут же плюхаются обратно лахтаки и нерпы. Сотнями перелетают с места на место птицы. Вокруг крутятся глупыши. Затем лодкам повстречалось целое стадо китов. Внезапно ветер усилился. Появились барашки. Лодки разбежались довольно далеко и стали проваливаться в волны по самую верхушку мачты. Весь горизонт покрылся сиреневым облаком. Потом начался настоящий шторм, который уже ночью выбросил обессилевших путешественников обратно, почти к месту старта.

Со второго захода отважные путешественники — Насонов и Сарычев (более пожилой Ильвес отказался от новой попытки) все же преодолели Берингов пролив, правда, Сарычеву пришлось-таки искупаться в холодной воде, но это уже было у самого американского берега. Экспедиция «Риск» удалась.

КОННАЯ КРУГОСВЕТКА

Дерзкая идея — совершить кругосветное путешествие на российских лошадях — родилась у двух отчаянных ивановских геологов Николая Шабурова и Петра Плонина не сразу, хотя воображение обоих едва ли не с детства дразнил романтический образ: цыганская повозка Будулая уходит в небо. Когда они приступили к воплощению своей мечты, у них — на двоих — было уже без малого полвека скитальческого «стажа» в геологоразведочных партиях. Кроме того, за ними числились самоличные вылазки в Карелию, на русский Север. Однажды они пустились даже испытать судьбу в море, благополучно пройдя под парусом от Кинешмы до Мариуполя. Но о лошадях не знали ничего, кроме разве того, что они едят сено и овес.

Большие трудности были при выборе лошадей. Тяжеловоз с высоким крупом и мохнатыми ногами — никак не годится. На то он и зовется тяжеловозом, чтобы тянуть много, но близко. Не марафонский это конь. Другие советовали, что в качестве тягла на дальние концы нет надежнее беспородных рабочих лошадок. Брать желательно молодых.—шестилеток, и никак не старше. Нет, учили третьи, берите только двухлеток. Причем лучше всего на эту роль пойдут полукровки от орловского рысака — они выносливы как мулы. Однако свояк Петра Плонина по фамилии Филин из рязанской деревни Старая Высота срезал умников от коневодства одной фразой. Простой и убедительной. «Любая лошадь дойдет хоть до Сахалина, хоть до Аляски, если в день делать не больше 50 — 60 километров». На том и порешили. На Гаврилово-Посадском госп-лемконезаводе были приобретены по 50 тысяч рублей два владимирских тяжеловоза: Почта — 12 лет и Лангуста — 15 лет. Токарь Стае Кормушкин на ивановском заводе автокранов смастерил рессорную чудо-повозку с ручным тормозом.

И вот 3 июня 1992 года экспедиция началась. Маршрут первого этапа кругосветки: Иваново — Сахалин.

Буквально в первые дни путешественникам вспомнилась присказка о том, что в походе солдату тяжела даже лишняя иголка. На ближайшей конеферме сбросили «за борт» половину всего запаса. Оставшегося оказалось опять много. По ходу путешествия их щегольская кибитка подверглась модернизации в сторону упрощения и облегчения. Безжалостно выбросили деревянные ящики, сделанные вдоль бортов повозки, на всю длину; оставили лишь два небольших короба с запорами. Лопнувшие тяжи из цепей поменяли на обычные крестьянские — из толстой проволоки. Усовершенствовали поворотный круг. Короче, путешественники надеются, что к концу первого этапа реконструкция

российской пароконной повозки времен дедов и прадедов будет завершена. К ночи путешественники обычно выглядывают стоянку в близлежащей деревне. Но это зимой. А летом, до снега, чаще всего останавливались поодаль, за околицей. С гостеприимством у нас по-прежнему хорошо, но с лошадью в деревне ныне негде притулиться. О конных дворах деревня поспешила забыть одновременно с появлением первых тракторов «Фордзон». «В смысле коневодства вся Россия до самой Перми — пустыня»,— подытожил свои наблюдения Николай Шабуров. Табуны лошадей путешественникам встретились только в Сибири. Ох, как бы не пришлось уже совсем скоро в корне переоценить роль крестьянской лошадки. Цены растут быстрее, чем движутся путешественники. И кажется, что дороговизна техники и топлива скоро припрет крестьянина так, что живая лошадиная сила опять окажется едва ли не основным двигателем на селе. Первые тысячи километров по российскому проселку показывают, что деревня скорым шагом двигается к ручному труду. Но как бы там ни было, путешествие продолжается, и два ивановских странника пытаются обновить потускневшую марку российских конников. За рекордный путь, пройденный на лошадях-тяжеловозах, Шабуров и Пло-нин зарегистрированы в Книге рекордов Гиннесса. В конце зимы они покинули Иркутск, пройдено более 6 тысяч километров — середина пути. Впереди Сахалин. Кругосветка продолжается.

Э.СИЗОВ

СПЕЛЕОЛОГИ В ПЕЩЕРАХ КАВКАЗА

В феврале этого года группа спелеологов из клуба «Сокольники» (Москва) провела научно-спортивную экспедицию в пещеру «Школьная» на хребте Алек.

Задачи экспедиции: 1) спортивное прохождение пещеры «Школьная» до дна (глубина 326 м, длина 1560 м); 2) отработка техники подъема, спуска и транспортировки снаряжения в условиях обводненной узкой карстовой полости; 3) спелеобиологические наблюдения и отбор биопроб в глубинной части пещеры.

Пещера «Школьная», найденная и исследованная в основном в шестидеся-тых-семидесятых годах спелеологами под руководством Олега Падалко, находится в 35 километрах от города Хоста. Это разветвленная система узких ходов, по которым текут ручьи. В паводок уровень воды повышается. Ходы пещеры изобилуют уступами глубиной до 7 метров; имеется также несколько колодцев и один узкий длинный ход. На глубине 210 метров основной ход пещеры принимает

Продолжение см. на стр. 29

Т

19