Вокруг света 1993-07, страница 23

Вокруг света 1993-07, страница 23

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ БОГОМ, СТАНЬ ИМ!

Такое утверждение может вызвать праведный гнев верующих, но в северных районах индийского штата Керала к нему отнесутся вполне спокойно, ибо такую возможность может получить любой житель маленького поселения, начиная с ноября по июнь в период торжеств «тайатам». Слово это означает «танец Бога». А к богам тут относят и многочисленных духов, и героев древних мифов, и реально существовавших людей, которые были в свое время обожествлены. Количество богов довольно велико, но каждый из них как бы выполняет свою, конкретную работу. Одни отвечают за исполнение желаний, другие —за размножение скота, третьи —за успехи в сельском хозяйстве, рождение, смерть, любовь.

Исполнитель «божественного танца» называется калакаран или тейакаран, то есть «человек, принимающий обличье Бога». Как правило, это мужчина, представитель одной из низших каст, который исполняет танцы ради заработка. Пусть он беден, но во время представлений тайатам отношение к нему будет соответствовать той роли, которую он исполняет.

Перевоплощение в божество — длительный и сложный процесс, требующий неукоснительного следования различным ритуалам, костюмам, особой раскраски лица и тела, музыки, танцев и, конечно, воспроизведения священных текстов.

Обычно праздник длится четыре дня и ночи. Начиная с подготовки к действию — нанесения узоров на тело и изготовления костюма и заканчивая финальным аккордом, все проходит на глазах у публики, которая неторопливо фланирует, наблюдая за чудесными превращениями их односельчан во всемогущих божеств.

Но вот костюм готов, и новоиспеченное божество садится напротив алтаря. Сначала его ноги начинают слегка подрагивать, затем дрожь охватывает все тело. Вдруг в руках его оказывается зеркало. Дрожь становится все более и более выразительной, в музыке четче слышится ритм. Вытащив цветок из своего костюма, калакаран начинает шептать в него священные мантры. Взгляд в зеркало — и лицо его искажается до неузнаваемости. Считается, что с этого момента в зеркальном отражении возникает уже не он, а божество, которое он представляет. Внезапно зеркало отбрасывается в сторону, он резко вскакивает, и начинается танец, в котором чувствуются и сила, и ловкость, и загадочность, свойственные проявлениям божественного начала...

Несколько позже в соответствии с ритуалом рукотворные божества, восседая на леопардах или диких кабанах, искусно вырезанных из дерева местными умельцами и водруженных на колеса, въезжают на территорию местного храма и проходят сквозь него. Деревянные скульптуры остаются в пределах храмовой ограды на всю ночь, чтобы души богов имели возможность покататься на них.

В последней сцене представления главы различных каст обязаны подойти к божеству и ответить на вопросы: «Молился ли ты мне ? », « Приносил л и в мою честь жертвы ? », «Выполнял ли обязанности, которые я требовал от тебя?». Удовлетворившись полученными ответами, оно благословляет односельчан и дает советы, как жить в согласии с богами дальше.

Праздник заканчивается, но божества остаются среди людей. Они вновь «воскресают» в случаях эпидемий, рождения детей, разрешения споров.

По материалам журнала «Orientations» подготовил А.СТРЕЛЕЦКИЙ

21