Вокруг света 1993-09, страница 16

Вокруг света 1993-09, страница 16

Нинаной монгол не спутает свою юрту с чужой: для них они различаются, нак для нас наши нвартиры в стандартных домах Но во всех юртах печь помещается на одном и том же месте, справа от нее — мужсная половина, слева — женсная.

«Пусть у вас будет полное одеяло детей!» — это одно из пожеланий на монгольсной свадьбе. А чтобы оно сбылось, на кусон белого войлона, ноторый будет принрывать сверху юрту молодоженов, сажают, скольно уместится, детей и стараются, держа войлон за концы, поднять его над землей нак можно выше.

Наталия ЖУКОВСКАЯ,

донтор исторических наук Фото автора

ЮРТА У ДОРОГИ

Ара-Хангай осенью — это пиршество всех от! енков желтого цвета. На крайних полюсах — буро-желтая, уже несъедобная для скота трава и нежные пушистые лиственницы, а в середине... Впрочем, смотрю на все это без особой радости. Холодно. Всего середина сентября, а отряд уже дважды попадал в сильный снегопад. Полевой сезон закончен, машина держит курс на Улан-Батор.

Юрта — белое пятно на желто-буром фоне - появилась из-за поворота как-то вдруг. Глаз привычно фиксирует вокруг нее знакомые предметы. пустая опрокинутая двухколесная повозка (значит, в ближайшие часы никто кочевать не собирается), прикрытая шкурами пирамида аргала — сухого навоза (запас топлива для очага рассчитан надолго), два оседланных коня привязаны к коновязи (значит, в юрте гости, хозяйский конь пасся бы непривязанным и без седла), а главное — из трубы, что торчит из дымового отверстия юрты, вьется голубой дымок (едва перевалило за полдень, скорее всего готовится чай). Мысль о глотке чего-нибудь горячего приятно возбуждала.

— Ну как, заедем? — спросил водитель и, уловив мое молчаливое согласие, свернул с дороги.

Когда я, водитель Вадим, моя монгольская коллега Энхчимэг и случайный попутчик Багбилш вылезли из машины, перед нами уже выстроилась семья в полном составе: молодые хо

зяин и хозяйка юрты и пятеро мал мала меньше, из которых старший — лет десяти — держал на руках младшего, годовалого. Хозяева —степенно. юнцы — с нескрываемым любопытством ждали: спросим ли мы что-нибудь, войдем ли в юрту, будем ли пить чай, а может, нам что-нибудь нужно... Да мало ли чго можно ожидать, если перед тобою в центре Азии вдруг возникает машина с иностранными гостями Впрочем, какие они иностранцы, эти русские, работают тут в жспедициях по многу лет, но все-таки всегда интересно что-то новое узнать, а может быть, купить, а то обменять или продать. Жизнь есть жизнь, и в центре Азии тоже, а если у тебя семья, так много всего нужно.

— Сайн байцгаана уу! — произнесла я традиционное приветствие, и хозяйка распахнула дверь юргы.

За двадцать полевых сезонов, проведенных в Монголии, таких ситуаций у меня было немало. Наверное, сотни. Сама работа этнографа — а я этнограф (профессия в нашей стране в значительной степени не востребованная и во все времена немодная) — предполагает, что при виде любой юрты я постараюсь в нее войти, завязать разговор с хозяевами и получить ответы на интересующие меня вопросы. Почти любой такой случайный контакт, любое знакомство себя оправдывают. Может быть, я и не узнаю каких-то сокровенных тайн — не каждый день они открываются даже специалисту,— и. уж абсолютно точно пообщаюсь с

представителями изучаемой мною монгольской купьтуры, а любой монгол—ее генетический носитель, хотя сам он, как правило, об этом не подозревает. Десятки поколений предков сформировали стереотип его поведения. Что бы он ни делал — садился, вставал, входил в юрту и выходил из нее, ел, пил, разговаривал с женой, детьми и гостями, щоровался и закуривал, садился на коня,— за каждым его поступком стоит многовековая культура народа. Но неважно, шает он об этом или не знает, хочег он того или нет,— он носитель этой культуры. Наблюдать за ним интересно, особенно если тго можно сопоставим с сот ней других подобных наблюдений и выявить типичное и не очень, общее и частное, характерное для какой-то определенной этнической группы, свое и чужое, тимствованное. А уж если перед тобой семья муж, жена и несколько уже осмысливших свое присутствие на этой земле детишек. ...Этнограф! Не хлопай ушами, пей чай, смо три и слушай и только ино! да задавай наводящие вопросы

Мы вошли в юрту, обошли очаг по часовой стрелке (или, если угодно, по солнцу) и сели на полагающиеся нам — в данном типе культуры! — места. Традиционное деление юрты кочевника на правую — мужскую и левую — женскую половины предопределяет го место, которое занимает в юрте гость. При этом следует пом

14