Вокруг света 1996-05, страница 24А затем я не раз возвращался к этой теме, в основном, в дискуссии с финским историком Хейкки Киркиненом по вопросу о дате основания Валаамского монастыря. После того как моя жена Наталья Охотина (бывший научный сотрудник Археологической комиссии в Москве), обнаружила рукопись XVI века со «Сказанием о Валаамском монастыре», которое свидетельствует о том; что монастырь был основан при архиепископе Иоанне 11(1388 — 1415), эта дискуссия утратила актуальность, хотя профессор Кир-кинен все еще остается сторонником более ранней даты. Я считаю, что «Рукописание Магнуша» было связано с Валаамом и с легендой о могиле благодаря историографам конца XVIII века, так как в средневековых источниках нет ничего, что бы связывало «Рукописание» с Валаамом, в то время как подобный тип легенд был типичен для создателей исторических сказаний в XVIII веке ...Несколько небольших замечаний по Вашему тексту. Шведского короля Вы называете Альбертом — на самом деле его звали Альбрехт. Вы также пишете, что «последний раз шведы были на острове-монастыре в 1611 году». В том году шведы последний раз разрушили монастырь. Но потом, до того, как Петр 1 изгнал их, остров принадлежал шведам и они постоянно находились на нем. Джон Линд, Институт скандинавской филологии при Копенгагенском университете Загадка старой картины У меня дома висит картина. Ничего вроде бы в ней особенного, кроме приличной, но уже потрескавшейся рамы да следа от влетевшего в дом еще в гражданскую войну осколка снаряда. Картина — не пейзаж, не натюрморт, не жанр, хотя всего понемногу в наличии. Широкая река. Берег. На берегу буро-зеленая скала. На скале какие-то пенечки. Под скалой деревянные постройки. На вешалах сушатся крупные рыбины. Женщина с ребенком и собакой стоят у вытащенных на берег челнов. Они как будто встречают гребущих к берегу на лодке двух мужчин в конусообразных головных уборах. Розовый отсвет заходящего солнца лежит на облаках. И все это вместе, как ни привык я к картине за многие годы, привлекает каким-то чарующим покоем, умиротворением. Тем не менее картина полна движения. Воды реки мчатся. Весла гребцов упруго рассекают волны. Где-то посередине полотна как бы встречаются взгляды гребущих и ожидающих на берегу. И над всем этим — чудовищная отвесная скала, отражающаяся в воде, как в зеркале. И зеленая поросль на ее вершине. И эти пни наверху... — А картина-то старовата, — говорит заскочивший как-то на огонек архитектор Толя Галаев. — Старовата, — вторит ему второй гость, полковник Леня Найда. Я знаю, что оба моих давних друга извели не один килограмм красок и не один метр холста, упражняя свои дарования в живописи. — Бабушка говорила. — отвечаю я, ~~ что с обратной стороны картины есть ка-кие-то надписи, но я не разглядел их. — Найди луковицу, большую, — говорит Леня. Я приношу из кухни луковицу. Леня разрезает ее пополам и начинает свежим разрезом чистить картину. Она на глазах светлеет. Ярче заиграли масляные краски. Потом кое-как протираем тыльную сторону и читаем надпись, сделанную крупными буквами: «Его Превосходительству г-ну попечителю Сибирского отдела Императорского русского географического общества усерднейшее подношение от членов Сибирского отдела 21 февраля 1858 г.» А чуть ниже более мелкими буквами: «Селение Тыр на правом берегу р. Амур». — Теперь, — говорит Леня, — надо поискать подпись художника. Наконец, среди изображения камней на берегу в левом нижнем углу картины находим мелкие буквы подписи: «Г.Мейер». Я кидаюсь к шкафу, где стоят восемьдесят шесть томов энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Но, увы! Селение Тыр там не нахожу. Раскрываю огромный Атлас мира, первое издание. Нет там никакого Тыра... И вдруг однажды — бывают же такие совпадения! — вычитываю в центральной газете маленькую заметку о том, что в поселке Тыр на Дальнем Востоке установлена мачта телевизионного ретранслятора. И пошло-поехало.. Во втором издании «Атласа мира» легко нахожу Тыр и в добавление к этому нахожу и описание его... в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Просто теперь я учел, как говорили у нас в морской авиации, «поправку на дурака», и легко обнаружил это слово в словаре, приняв во внимание старую орфографию с твердым знаком на конце. В словаре написано: «Тырь — деревня в низовьях реки Амура, населенная гиляками; замечательна тем, что в 1 версте от нее на берегу Амура находятся древние памятники из местных порфира, мрамора и гранита; отделка их художественна; на некоторых из них отчетливо высечены древнетибетские и монгольские надписи религиозного (ламаистского) содержания. Постановку их относят ко времени Юаньской династии». Вероятно, это те «пни» на вершине скалы; значит, им много веков, ведь династия Юань правила в Китае в конце XIII века и в XIV-m. Но кому подарена загадочная картина и кто такой художник Мейер?.. В словарях упоминается несколько художников с такой фамилией. Один из них, академик, был художником Восточно-Си-бирской экспедиции 1855 — 1858 годов. Может, это и есть тот Мейер, которого я ищу? Обращаюсь в Географическое общество. Оказывается, Восточно-Сибирская экспедиция 1855 — 1858 годов оставила многотомный отчет о своей деятельности, огромной, надо сказать, учитывая Восточно-Сибирское пространство. В то время попечителем Сибирского отдела Императорского русского географического общества был не кто иной, как сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Ему-то и была подарена картина. Муравьев-Амурский был назначен на эту должность в 1847 году, а четыре года спустя открылся Сибирский отдел, который по праву считают его детищем. Изучение и освоение края, вопрос об «отыскании и занятии устьев Амура» крепко заботили генерал-губернатора. Известен, в частности, такой эпизод, произошедший в Аянском заливе. ...Мореплаватель Невельской, сделав свое знаменитое географическое открытие, так спешил обрадовать Муравьева-Амурского, что, еще не причалив на шлюпке к транспорту «Байкал», у борта которого стоял генерал-губернатор, стал кричать, что Сахалин остров и что вход в лиман и реку Амур возможен для морских судов с севера и юга. То есть, что можно из Амура выходить в открытый океан и на север и на юг через Татарский пролив. «Всякие заблуждения рассеяны. Истина обнаружена, доношу вам об этом ныне!» — громко извещал Невельской, еще не ступив ногой на борт транспорта. Начальник же Восточно-Сибирской экспедиции Шварц докладывал: «Все течение Витима совершенно ошибочно показано на всех прежних картах Сибири». И далее: «Рашков в начале марта ездил на остров Сахалин, он определил географическое положение деревни Тыр, деревни Виахти и русского поста близ деревни Дуй, а потом Петровского зимовья и деревни Челнок». Видимо, именно с этим отрядом экспедиции и побывал художник, нарисовавший картину. Кто же он? В книге «Императорская санкт-петер-бургская Академия художеств» читаю: «Мейер Егор Егорович, рожд. 1820 г., умер 29 января 1867 г. Вольноопред, ученик Ак. художеств с 1839 г. Получил медали: в 1843 г. — I сереб. за виды «Цепь гор Шаба-рине-Ола с долиною и рекою Алаш в Китайской провинции Уло-Тай» и «Ущелье Карасу близ китайской границы»; в в 1845 г. — I золотая за картину «Источник, протекающий в лесу» и тогда же звание художника XIV класса, в 1846 г. отправился за границу, пенсионер Академии художеств. По возвращении в 1849 г. был отправлен в южные губернии России с сохранением пенсионерства. В 1853 г. — получил звание академика за картину «Горные ущелья». Совершил большое путешествие по Сибири с художественной целью». Вполне вероятно, что именно картина Егора Егоровича Мейера радует меня по сей день... Я написал в село Тыр о своих поисках. Ответила учительница Тырской школы Галина Ивановна Горошко. Она сообщила, что село Тыр по местным масштабам большое, что жители по-прежнему занимаются рыбной ловлей и даже сейчас живут неплохо. Да, на окраине села вверх по течению Амура, в самом узком месте реки, стоит большой утес. Школьные краеведы нашли статью о пагоде, которая была на утесе примерно в начале XV века, но ныне здесь стоит лишь памятник «Пушка» — свидетель освобождения Дальнего Востока от японских интервентов. Вот, собственно, и вся загадка старой картины. Алексей БАТИЕВСКИЙ, Москва ВОКРУГ СВЕТА 33 |