Вокруг света 1996-11, страница 27

Вокруг света 1996-11, страница 27

\ I

ч

.V

N-

Городца во Владимир тело постриженного в иночество в келье Федоровского монастыря схимника Алексия.

В стихотворении «В Городце в 1263 г.» известный русский поэт А.Майков писал:

Тих и недвижен лежит,

головой к образам,

Князь Александр,

черной схимой покрыт...

Так зачем схимнику, отрешившемуся от всех мирских соблазнов, боевое вооружение? И разве в обмен на черное облачение не отдавалось монастырю все личное имущество? Рассуждая так, естественно предположить, что монахи Федоровской обители стали, среди прочего, и законными наследниками боевого шлема князя. Ведь найдена же в Городце в 1990 году печать, принадлежавшая, по мнению исследователей, самому Александру Невскому

Так почему бы не предположить, что городецкий шлем принадлежал великому полководцу, который, несмотря на личное мужество и силу, произнес однажды слова, прошедшие через столетия: «Не в силе Бог, а в правде». А это значит, что и к схиме, и к святости шел он всю жизнь.

Летописцы рассказывали, что Александр Невский скончался ночью, после причастия. А на другой день служил во Владимире обедню митрополит Кирилл. И явился ему образ Александра, окруженный сиянием. И со слезами объявил тогда смущенной пастве митрополит, что зашло

солнце земли русской... Кстати, в стихотворении А.Майкова допущена поэтическая неточность. Слова эти будто бы произнесены в Городце, в келье Федоровского монастыря:

Тихо лампада пред образом

Спаса горит... Князь неподвижен лежит... Словно как свет над его

просиял головой — Чудной лицо озарилось красой, Тихо игумен к нему подошел

и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело — И, зарыдав, возгласил

«Наше солнце зашло!»

И еще повествует летописец о том, что во время панихиды инок Севостьян подошел к великому князю со священным свитком. И усопший, подняв руку, принял свиток, а затем вновь сложил руки крестом на груди. Символично и то, что спустя сто с лишним лет, в год Куликовской битвы, церковь признала мощи Александра Невского нетленными.

Да, хотелось бы верить, что найденный шлем принадлежал одному из самых почитаемых святых православной церкви. Вспоминаю беседу с Татьяной Владимировной Гусевой, руководителем Нижегородской археологической службы, кандидатом исторических наук. Собственно, ей принадлежит первая публикация в матери

алах научной конференции «Городецкие чтения» о находке шлема.

— Не понимаю, зачем вам потребовалось сразу же соединять шлем с именем Невского, — охладила меня Татьяна Владимировна. — Я, кстати, вначале считала, что он принадлежал дяде Невского — великому князю Юрию Всеволодовичу. Но, кажется, не нашла авторитетной поддержки в Московском институте археологии. Предстоит еще очень долгий и кропотливый труд, прежде чем будет установлено имя владельца шлема Однако находка в наше время боевого шлема русского князя XIII века — сама по себе научная сенсация Это я точно могу утверждать.

г. Г О Р О Д Е Ц, Нижегородская обл.

В оформлении очерка использован портрет Александра Невского работы художника Бутовкина.

ВОКРУГ СВЕТА

31