Танкомастер 2000-06, страница 9

Танкомастер 2000-06, страница 9

спрашивая у экипажа, живы ли они. К счастью, все обошлось без каких-либо последствий.

Но бывают опасности другого рода, и встречаются они гораздо чаще, чем упомянутые случаи. Как уже было сказано, пробеговые испытания БМ, как и любые другие, совершаются на максимально возможной для данных условий скорости и постоянно встречаются самые непредвиденные обстоятельства, приводящие порой даже к гибели людей. Так во время испытаний БТР-80 на испытательную трассу неожиданно выехал трактор, и чтобы избежать столкновения, водитель БТР резко на косогоре отвернул в сторону. в результате БТР перевернулся, и погиб испытатель подполковник Дрозд Е.Н.

Подобный эпизод произошел во время государственных испытаний танка Т-80Б, с той лишь разницей, что все обошлось без жертв благодаря мастерству механика-водителя и прекрасной управляемости танка Т-80Б. На угол кукурузного поля с разных сторон одновременно двигались танк Т-80Б и автомобиль УАЗ-452. Друг друга мы увидели в считанных метрах. УАЗ почти сразу остановился, так как шел в подъем с небольшой скоростью, и первым повернул, а танк, мчавшийся под уклон, увидев выскочивший навстречу УАЗ, заложил такой крутой вираж, что нам на башне показалось, что мы можем перевернуться, настолько сильно он вспорол забегающей гусеницей землю кукурузного поля. В результате столкновение было предотвращено.

Что удивительно, в мгновенье пережив эту опасность, мы даже не остановились, было не до этого, но еще много лет в нашем воображении стоял пожилой седовласый водитель УАЗа, который безмолвно смотрел вслед убегающей от него махине весом в 42 тонны. Особенность этой ситуации еще и в том, что это происходило не на полигоне, где люди все-таки задумываются о грозящей опасности, а в обыкновенной сельской местности, где последний раз военную технику видели в годы войны.

5. Танк Т-80У после государственных испытаний возвращается на завод-изготовитель. На воздухозаборном устройстве установлена жесткая насадка, применяемая в условиях повышенной запыленности воздуха (фото из коллекции

Практически всегда испытания проводятся с наибольшей интенсивностью для получения гарантированного результата и зачастую сопряжены с опасностью для испытателей, исходящей порой с самых различных сторон.

Во время Великой Отечественной войны в 1944 году в подмосковную Кубинку в НИИ БТ Полигон после проведения государственных испытаний танка ИС-2 (Иосиф Сталин-2) приехал маршал Советского Союза К.Ворошилов. Танк показали в движении, подробно рассказали о нем — и апофеозом всего должна была стать стрельба. Следует отметить, что в ходе многочисленных предшествовавших показу испытаний все шло довольно успешно, к тому же очень впечатляюще, ведь 122-мм пушка танка по тем временам располагала огромной огневой мощью и позволяла поражать все основные типы немецких танков на любых дистанциях боя. В дальнейшем на фронте танк снискал себе «огромное уважение» со стороны фашистов. Командование вермахта немецким танкистам запрещало вступать в открытые поединки с танками ИС-2, а действовать против них предписывалось только из засад и укрытий. В заключительной части государственных испытаний танка ИС-2 из него был произведен обстрел с расстояния 1500 м немецкого танка Pz.Kpfw.V «Пантера».

Эту огневую мощь решили продемонстрировать Ворошилову. И тут на самом высочайшем уровне произошел так называемый «генеральский эффект». Танк во время стрельбы с коротких остановок зацепил пушкой грунт и при выстреле ствол разорвало на лепестки. Как рассказывали очевидцы, Ворошилов, видя все это, развернулся и уехал, а экипаж показного танка остановился и ждал своей участи, а все мы помним, что это было за время. Механик-водитель танка Аполлон Юрьевич Федоров рассказывал, что все танкисты были в отчаянии и думали, что их расстреляют. Подбежавшие к танку испытатели долго стучали в броню,