Танкомастер 2001-05, страница 34

Танкомастер 2001-05, страница 34

«чеченским войнам». Мы не будем рассматривать ни ход боевых действий, ни их результаты, ни способы выхода из ситуации. Однако, прежде чем перейти к предмету разговора, суть которого сформулирована в названии статьи, необходимо по возможности четко дать определение характеру боевых действий, которые ведутся в настоящее время на территории Чеченской республики.

Термин «антитеррористическая операция», используемый официально, устроить не может, так как под него формально подпадает все что угодно — от масштабной войсковой операции с участием нескольких десятков тысяч человек до освобождения заложников группой спецназа из 10 — 15 бойцов. По всем признакам на территории Чечни ведется классическая противопартизан-ская операция. Вот тут-то и имеет смысл задаться вопросом: нужна ли силам проводящим эту операцию бронетехника и если да, то какая? Попробуем разобраться.

На начальном этапе «Второй чеченской кампании», когда бандгруппы Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан, а затем и в самой Чечне, боевики вели совершенно не свойственные партизанам действия на удержание территории. В этих условиях применение Российской армией и Внутренними войсками стандартной армейской бронетехники — танков, БМП и БТР — было абсолютно оправданным и эффективным. На втором этапе бандформирования кардинально изменили тактику, перейдя к нападениям из засад на транспортные колонны, обстрелу блок-постов и минной войне. В условиях информационной, продовольственной и моральной поддержки большей

части местного населения и финансовой подпитки из-за рубежа такая война может продолжаться довольно долго. Задача непосредственной борьбы с бандгруппами в таких условиях должна вестись подразделениями спецназа так сказать «в логове», то есть в местах базирования боевиков — в лесу и в горах. Задача же войск удерживающих и контролирующих территорию сводится в основном к охране и патрулированию населенных пунктов и коммуникаций, а также к сопровождению колонн с грузами. В общем-то этими задачами российские войска в Чечне сейчас и занимаются. При этом, как армейские части, так и внутренние войска и милиция, используют в основном два вида бронированных машин — колесный бронетранспортер БТР-80 и боевую машину пехоты БМП-2. Кроме того используются грузовики КамАЗ или ЗИЛ с колесной формулой 6x6, в кузовах которых устанавливается спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 и реже транспортер-тягач МТ-ЛБ.

Следует подчеркнуть, что ни БТР-80, ни БМП-2 для выполнения подобных функций совершенно не приспособлены. На экране телевизора приходиться наблюдать одну и ту же картину: солдаты или омоновцы, густо облепив броню БТРа или БМП отправляются на боевое задание. Возникает элементарный вопрос: почему на броне, а не за броней?

Ответ настолько же прост, насколько и неожи-данен: так безопаснее. Дело в том, что конструкция БТР-80 (равно как и БМП-2) предусматривает сосредоточение огня из-за брони только в передней полусфере. Круговой обстрел возможен лишь из вооружения, установленного в

1,2. Вот так — на броне, а не за броней передвигались и передвигаются по чеченским дорогам бойцы федеральных сил. О том насколько неэффективным является в этих условиях бронирование БТР-80 можно судить по обилию мешков с песком, различным ящикам и даже кроватным сеткам, которыми они обложены и обвешаны.