Танкомастер 2005-06, страница 49

Танкомастер 2005-06, страница 49

1. Пленные поляки. Обратите внимание на моряка

в центре снимка

2. Немецкие войска на улицах Гдыни.

14 сентября 1939 г.

хоты и пулеметный взвод - выделил 2-й морской стрелковый полк.

Бронепоезд принял участие только в одном бою -в ночь с 3 на 4 сентября в районе западнее Сопота. Первоначально польская атака имела успех, но около часа ночи выдвинувшийся бронепоезд попал под сильный пулеметный обстрел. В результате было ранено восемь членов экипажа и самое главное, поврежден паровоз. После этого личный состав покинул «крепость на колесах» и в дальнейшем сражался в качестве пехоты.

Также 4 сентября закончил свой боевой путь «взвод артиллерии на платформах». Действуя в районе Картуз, он оказался отрезан от Гдыни. После этого экипаж, предварительно сняв орудия, подорвал состав.

7 сентября все в тех же мастерских порта был построен третий импровизированный бронепоезд. Для обшивки двух товарных вагонов использовались 9-мм стальные листы, предназначенные для строительства эсминцев. Такими же листами высоту метр от дна «забронировали» (вопреки существующему в нашей литературе мнению, настоящей брони не использовалось - только судостроительная сталь) две платформы. Стенки вагонов защищали от пулеметного огня и осколков.

Один из вагонов вооружили шестью станковыми пулеметами и 47-мм пушкой, снятой с блокшива (когда-то - французского крейсера) «Балтик». Второй «боевой вагон» получил пять станковых пулеметов и 40-мм пушку «Виккерс», которую сняли с пото

пленного 1 сентября немецкой авиацией учебно-артиллерийского корабля (старого немецкого миноносца, попавшего в Польшу после Первой мировой войны) «Мазур». Необходимо отметить, что встречаются данные об установке не одной, а двух 40-миллиметровок.

Состав бронепоезда дополняли две контрольных платформы, груженные рельсами, шпалами и другим материалом для ремонта путей. На борту паровоза, защищенного камуфлированными стальными листами, белыми буквами написали название «Smok Kaszubski» - «Смок Кашубский» («Кашубский Дракон»),

Экипаж «Дракона» состоял из двух офицеров (командир - капитан флота Ежи Блишиньский, его заместитель - поручник флота Адриан Хубицкий) и примерно 20 добровольцев из числа матросов и солдат морской пехоты. Паровоз типа OKL-27 обслуживала гражданская бригада.

На рассвете 8 сентября бронепоезд вышел из мастерских, на станции Гдыня загрузился углем и водой и около 17:00 получил приказ выдвинуться в район Вейхерова для прикрытия отступления 1-го морского стрелкового полка. На ведущем в Реды шоссе поляки заметили три вражеских броневика, по которым орудия «Дракона» открыли огонь. В ходе боя достигнуто попадание в немецкий броневик (вероятнее всего - из бывшего орудия «Мазура»). После этого опомнившаяся немецкая артиллерия заставила бронепоезд укрыться на станции Вейхерово. Оттуда «Смок Кашубский» отошел после появления немецкого разведывательного самолета.

Около 8 часов 9 сентября бронепоезд снова выдвинулся к Вейхерову. К этому времени враг занял оставленный поляками городок, немцы открыли по поезду интенсивный ружейно-пулеметный огонь. «Дракон» ответил из орудий, подавив несколько огневых точек. Но тут в дело вступила германская артиллерия. Получившему легкие повреждения от пуль и осколков бронепоезду пришлось ретироваться. В ходе боя был тяжело ранен командир, скончавшийся позднее прямо на операционном столе. Смерть «отца» произвела тяжелое впечатление на личный состав.

Около 16:00 немцы перешли в наступление. «Смок Кашубский» патрулировал прифронтовую зону, предотвращая просачивание через жидкий польский фронт вражеских подразделений. После этого вместе с другими частями бронепоезд отошел в Гдыню, где удалось пополнить запасы.

На следующее утро командование отправило «Смок Кашубский» на разведку позиций неприятеля. Разведка проведена успешно, причем удалось вывезти раненых и медперсонал, оставленных при отступлении на станции Реды. Кроме того, были уничтожены два брошенных грузовика с боеприпасами. Затем бронепоезд поддерживал неудачную контратаку польской пехоты.

11 числа боевые действия продолжались - целей для польских пушек оказалось немало. 12 сентября польские войска при поддержке «Смока» предприняли очередную контратаку. Действия следует признать достаточно удачными, но лишь до тех пор, пока не появилась немецкая авиация...

К вечеру от «Кашубского Дракона» остались только поврежденный паровоз с одним вагоном. Они сумели отойти в Гдыню, где немедленно начался ремонт. Но к исходу следующего дня Гдыня пала. «Остатки» бронепоезда пришлось бросить. Уцелевший личный состав воевал до 19 сентября в районе Оксывье.

ТАНКО^ЙЪ

МАСТЕР

48