05. Шекспир, страница 11Уильям Шекспир I 4 Лондонская сценка XIX Е города запружены к построен актером Джеймсом Бербеджем, сообразившим, что можно получать значительные прибыли, располагая специальным зданием для драматических постановок. Детище Бербеджа так и называлось — «Театр». Вслед за первым был сооружен и второй театр, «Куртина», открывший двери в 1577 году. В XVIII веке биографы Шекспира пытались реконструировать «утраченные годы» на основании дошедших до них легенд и театральных анекдотов. Согласно одной из версий, Шекспир начал свою карьеру буквально с театрального подъезда, приглядывая за лошадьми богатых горожан во время представления. По другой теории, он дебютировал в театре как помощник суфлера, напоминая актерам об их выходе на сцену. Среди событий «утраченных лет» есть одно несомненное — Шекспир приобрел определенную известность в театральном мире как актер, составивший конкуренцию известным драматургам. Документальным свидетельством явился написанный в 1592 году памфлет «На грош ума, купленного за миллион раскаяний», содержащий злобные выпады в адрес Шекспира. Автором был драматург и кембриджский магистр искусств Роберт Грин. Прекрасно образованный Грин возмущался тем, что сын провинциального перчаточника сочиняет пьесы для театра, бросая вызов столичным драматургам-интеллектуалам. Возможно, в разорившемся и умершем в нищете Грине (а памфлет был написан им на смертном одре) говорила ревность и зависть к успехам молодого 28-летнего Уильяма Шекспира. » Ричард Тарлтон, знаменитый комик и любимый актер королевы Елизаветы I. ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ТЕАТР До появления в 1576—77 годах первых публичных театров труппы часто выступали под открытым небом, на гостиничных дворах вместе с циркачами — дрессировщиками медведей, фокусниками, жоглерами и гимнастами. Постоялый двор представлял собой здание, обнесенное по второму этажу открытым ярусом, балконом. Труппа устраивала сцену возле одной из стен, а во дворе и на балконе располагалась публика. В качестве сцены выступал дощатый помост на козлах, передняя часть которого выходила во двор, а задняя оставалась под ярусом. Обе части разделял занавес, опущенный сверху. Таким образом, включая балкон, сцена имела три площадки. Первые театры строились за пределами городских стен, поскольку власти Лондона не позволяли играть спектакли в городе. Театры считались вто время небогоугодным развлечением, а актеры — грешниками и еретиками. Масла в огонь подливали пуританские священники, клеймившие «рассадники разврата» с церковных кафедр. Так, некий преподобный Т. Уилкокс в своей проповеди доказывал связь между театром и эпидемией «черной смерти»: «Причиной чумы, если приглядеться, является грех, а причиной греха являются представления; следовательно, причина чумы — представления». К счастью, у театрального искусства нашелся весьма влиятельный сторонник — королева Елизавета I. ► Театральное представление, рисунок XVII века. Спектакль шел без декораций, на пустой
|