Юный техник - для умелых рук 1971-10, страница 3Рис. 2а Рис. 2 6 Рис. 1. Общий вид РАСКРАСКА РИСУНКОВ Когда тушь на рисунках высохнет, а это необходимо, иначе при покраске она поплывет по всему листу и испортит рисунки,— мсжнс приступить к раскраске. Для этого используйте краски акварель следующих цветов: желтая яркая, охра, киноварь красная, сиена жжен&я, коричневая, зеленая светлая, темно-зеленая яркая, синяя берлинская, сажа черкая. Белила гуашь на случай необходимости ослабить рисунок или перекрыть его заново. Нужно только иметь в виду, что гуашь — краска кроющая, а не прозрачная, и поэтому добавлять ее в акварель надо ограниченно. Раскрашивать декорации театра нужно следующим образом. Терем-теремок — это деревянный бревенчатый дом (рис. 1—2|. Стены его нужно красить так: в светлых местах — желтей краской с охрой, в более затемненных — охрой с сиеной жженой, до коричневого цвета. Крыша теремка Г (рис. 2 а] и крыши MjHj выступов М и Н (рис. 3J покрыты соломой, поэтому раскрасьте их в основном желтой краской, а впечатление полосатссти придаст охра и несколько коричневых штрихов по желтой краске. Наличники Ф (рис. 2 а) — обкладки крыши и наличники окон С, Т, Р (рис. 3) покрасьте внутри контуров в светлых местах — желтым или светло-зеленым, более затененные — красным или темно-зеленым, совсем темные или черные — синим цветом. Стекла внутри рам закрасьте черным цветом. Игровое поле (сцену) раскрасьте сочными ярко-зелеными красками (рис. 4). Начните красить с левого края пог.я светло-зеленой краской и, добавляя понемногу яркой темно-зеленой краски, усиливайте цвет к правому краю поля дс синевы. Дорожку покрасьте охрой. Лес (елки) красьте сверху вниз, от светло-зеленого до густого темно-зеленого. Елки, покрашенные в брошюре черным, покрасьте синим цветом. Забор—охрой с добавлением коричневой краски в темных местах (рис. 5|. Раскрашивая рисунки животных, необходимо иметь перед собой оригиналы, чтобы видеть силу тона окраски. Светлые места на рисунке закрашивайте светлой краской, усиливая более темным цветом те места, которые затемнены на оригинале (рис. 2 б). Шерсть у животных не гладкая, а фактурная, поэтому советуем после раскраски пройтись по рисунку (в затемненных на оригинале местах) более сильной краской, но сухой кистью. Это делается так. Возьмите кистью более темный цвет, немного поводите по бумаге и уж потом делайте кистью штрихи. Раскрасьте зверей так: Мышь — серой краской. Лягушку — от светло-зеленой по краям, до темно-зеле-ной на спине с черными пятнами. Зайца — серо-голубой. Лисицу — от желтой охры до красного цвета с черными штрихами в нужных местах. Волка — серо-голубой краской с усилением штрихами сухой кистью до черного цвета. Медведя — от охры до темно-коричневого цвета. Усильте штрихами коричневый цвет там, где нужно, до черного. Й остальных животных, которые будут в окнах теремка, раскрасьте так же. ПРОЦЕСС СКЛЕЙКИ ТЕАТРА И МОНТАЖ Когда все элементы покрашены и высохли, срежьте с подрамника натянутый вами лист рисовальной бумаги с выполненными рисунками и приступайте к вырезке и склейке театра. Начнем с самой крупной детали: игрового поля, с указанием на нем нумерацией (в кружках) где что разместить (см рис. 4|. Вырежьте его, наклейте на картон, выдержите под прессом, обрежьте по краям, сделайте круглое отверстие для основания теремка по размеру, указанному на рис. 4, прорежьте щели для забора и елок (шириной в толщину картона). Щели указаны на рисунке 4 цифрами I—II. Дальше идет теремок. Элементы А, Б, В (рис. 2) вырежьте, наклейте на кортен ratf, чтобы под клапанами картона не было. Клапаны необходимы для склейки теремка. Затем вырежьте по контуру отверстия для окон. Перед склейкой стенок теремка необходимо по пунктирам рисунка сделать надрезы ножиком, не прорезая картон, для удобства сгибов стенок. Детали Е и 3 (рис. 2) после сгиба приклейте клапанами к полу. А деталь Ж приклейте клапаном к оборотней стороне передней стенки (см. рис. 6 а]. Потом вырежьте деталь Д. Сделайте для «ее аналогичную по размерам заготовку из картона (без кла-пансв), мягко согните заготовку по длине, склейте торцы бумажкой и обклейте ее деталью Д, отогнув узкие зубцы (рис. 6 б). Это будет основание под теремок (пень). Затем стенку Б с вырезанным окном приклейте клапаном к пелу А с противоположной стороны (см. рис. 6 а). Теперь вырежьте деталь Г (рис. 2 а), наклейте на картон так, чтобы под клапанами картона не было. Сделайте нежом надрезы по пунктирам и согните откосы. Вырежьте детали М и Н (рис. 3), сделайте в них по контуру отверстия для екен, согните по пунктирам, установите в отверстия на крыше Г и приклейте клапанами с оборота откосов крыши (рис. 6 ж). Песле этого согните по пунктирам крышу Г и приклейте к клапанам боковых стенок теремка, отступя этими стенками на один сантиметр внутрь от края откоса крыши и выпустив торец крыши вперед также на 1 см (см. рис. 6 г). Крышу приклеивайте псочередне к каждой из бекевых стенок. На выступы М и Н крыши Г наклейте крыши М1 и Н, (см рис. 6 ж). Деталь В, уже вырезанную вами и наклеенную на кар-тен се свебедным клапаном, обклейте еще с оборота плотной рисовальной бумагой, оставив по-прежнему свободным клапан. Обрежете края бумаги точно по контуру детали В, но оставьте при этом еще один клапан со стороны уже имеющегося. Отогнув оба клапана в противоположные стороны, приклейте их к оборотной стороне Рис. 2 левого откоса крыши Г, отступя внутрь от переднего края крыши на 1 см (рис. 6 г), но обязательно так, чтобы низ детали В выступал над передней стенкой теремка (рис. 6 а справа). Выр(ежьте деталь окна В[ (рис. 3), наклейте сначала на картон, а потом на свое место на детали В. Далее вырежьте деталь В2 (балкончик с мухой), согните по пунктирам и клапанами приклейте к детали В, (рис. 3|. Вырежьте детали К, Л, О и П (окна теремка, см. рис. 3), согните по пунктирам, подклейте сзади рам картон и склейте, как указано на рис. 6 д. Деталь И (переднее окно, см. рис. 3) вырежьте, согните по пунктирам (рис. 6 е), подклейте картон к обороту рамы и к задней стенке, где обозначено место для приклейки головы волка, и склейте раму с оборотом (рис. 6 е). Между задней стенкой и картоном вклейте еще кусок ткани так, чтобы один конец остался свободным. Прикрепите его к картонному рычагу длиной 7 см. При помощи этого рычага будете открывать и закрывать окно (см. рис. 6 е). Для того чтобы окно плотно закрывалось, на расстоянии 4 см от нижнего конца рычага приклейте картонный упор. Чтобы упор точно лег на края пола теремка, приклейте его так, чтобы он не заходил за отметку 4 см (рис. 6 е|. Когда по ходу спектакля понадобится открыть окно, снимите рычаг с упора, продвиньте его вперед и заведите га другой упор из кусочка картона в полу А. Упор сделайте на расстоянии 1,7 см от края пола (рис.-б^ слева и е). Чтобы закрыть окно, оттяните рычаг назад, а упор рычага закрепите за край пола А Вклейте рамы К, Л, О, П и И в оконные проемы в стенках теремка и выступах на крыше Г. Раму И — нижним клапаном к обороту передней стенки теремка, а рамы К, Л, О, П остальных окон приклеиваются боковыми клапанами: рамы К и П с левой, а Л и О — с правой сторон. Рамы должны свободно открываться и закрываться левой рукой «показывающего» изнутри (рис. 6 в). Вырежьте наличники для окон (детали Р, С и Т, см. рис. 3), подклейте под них кусочки картона, смажьте их клеем и прикрепите наличники на свои места: Р — на переднее окно, а С и Т — на боковые. Наличники выступов X вырежьте, согните по пунктиру, склейте головками (рис. 3) и приклейте к отогнутым кверху клапанам крыш Mi и Нд (рис. 6 в). Наличники-обкладки Ф крыши Г (рис. 2 а) наклейте на картон, вырежьте и приклейте к отогнутым вверх клапанам крыши рисунком в сторону зрителя. Перекрест наличников между собой не склеивайте. Через левый верхний угол правой стенки теремка проденьте нитку с узелком на конце и через отверстие в детали Ж спустите ее внутрь теремка. Длина нитки 13 см. Кончик нитки длиной 2 см вклеивается в сложенный пополам кусочек плотной бумаги (рис. 6 а), нитка натягивается и вставляется в прорезь пола А. Чтобы по ходу спектакля изобразить разваленный теремок, когда на него забирается медведь, выньте конец нитки из пола А и отпустите. Когда игровое поле, теремок и лес готовы, склеены, выдержаны под прессом и покрашены, можно приступить к монтажу. Наклейте теремок на пень и вставьте r круглое отверстие игрового поля, предварительно наклеив картонное и покрашенное зеленым кольцо Ц,— оно даст устойчивость и прочность теремку. Затем вставьте в прорези все остальные элементы декорации: лес, забор, гриб в сделанные для них прорези, согласно нумерации в кружках (рис. 4 и 5), и сцена готова. Теперь приступайте к вырезанию и склеиванию действующих персонажей. Лист бумаги с нарисованными головами, туловищами и ляпами животных наклейте на картон и аккуратно вырежьте каждую деталь. На нижние половины голов волка и медведя с оборотной стороны подклейте второй слой картона (см. рис. 6 з| и обрежьте по краям. Головы медведя и волка свободно укрепите на туловищах в указанных на рис. 26 точках на узелках с двух сторон. Свободно укрепленные на узелках головы при движении будут свободно поворачиваться и вставать в нужное положение. Головы других животных вырежьте вместе с туловищами, как изображено на рис. 2 б. Лапы крепите на свои места нитками на узелках (см. нумерацию на рис. 2 б|: 1 и 3 лапы — с лицевой стороны, а 2 и 4 — с оборота туловища. Сзади к центру туловища животных торцом приклейте круглую тонкую деревянную палочку диаметром 3 мм и длиной 20 см. Обклейте палочку с одного конца куском бумаги, надрезав верхнюю половинку бумаги на полоски. Эти полоски отогните и приклейте их в центр туловища с оборотной стороны. Потом заклейте это место бумажным кружком, продетым сквозь палочку (рис. 6 и). Палочка даст вам возможность «управлять» зверем. Возьмите свободный конец палочки двумя пальцами (большим и указательным) и, слегка поворачивая палочку по окружности, продвигайте зверя по сцене. Он начнет двигать ногами, сидеть, прыгать, вставать на задние лапы, мотать головой, и т. д. Все зависит от движения пальцев. Учтите, у каждого зверя свой ход, свои повадки, поэтому «показывающий» должен натренировать свою руку — делать движения, характерные для каждого зверя. Например, заяц выходит на сцену скачками, садится, привстает на задних лапах, лисица выходит крадучись, петляет, волоча хвост, а медведь идет солидно, раскачиваясь, также садится, качает головой, машет лапами, а затем подходит к теремку, лезет на него и разрушает. ДУБЛИКАТЫ ЗВЕРЕЙ (в окнах) В каждом окне в нужное по сценарию время появляются поочередно головы зверей, все, кроме медведя. Вырезанных и склеенных животных вы для этого использовать не сможете. Во-первых, потому что они громоздки, а во-вторых, для удобства показа головы зверей должны быть вклеены в окошки теремка. Вырежьте их по рисунку 7. Согните по пунктирам головы зайца, лисицы и волка и склейте клапанами: головы волка и лисицы в носовой части, голову зайца — в лобовой. Головы мыши и лягушки плоские. Уши волка вырежьте отдельно и приклейте к голове в указанных местах. Затем голову волка шейным клапаном приклейте к задней стенке центрального окна. А клапан языка — к обороту рамы в указанном на рисунке 6 е месте. Голову лисицы приклейте шейным клапаном к задней стенке правого окна Л, а нижним клапаном — к скругленному подоконнику. Голову зайца также вклейте в левое окно. Головы мыши и лягушки при помощи отогнутых клапанов приклейте в окна выступов крыши (в левое — мышь, в правее — лягушку). Ребята, мы предлагаем вам расширить возможности этого театра. Если к имеющимся персонажам добавить еще, например, колобка, петуха, кота, старика, старуху, их избу и домик для кота с петухом, то можно на этой же сцене сыграть спектакли по мотивам других русских народных сказок, например: «Колобок», «Кот, петух и лиса» и т. д. Даем в брошюре дополнительные рисунки: деда, бабки, кота-мурлыки, петушка-гребешка, колобка (рис. 8), избушки деда с бабкой (рис. 9) и избы петушка-гребешка (рис. 10). ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ Принимающих участие в показе могут быть двое: один — «показывающий», другой — «читающий» текст. Не может быть и один «показывающий», если он хореше знает текст сказки. Прочтите сказки, напечатанные в конце брошюры. Постарайтесь выучить их наизусть или хорошо запомнить содержание. Установите пронно на краю стола игровое поле (сцену) с расставленными декорациями. Рядом поставьте стул или табурет, на котором разложите в порядке действия сказки всех персонажей: мышь, зайца, волка и медведя с правой стороны, а лягушку и лисицу — с левой, чтебы при показе не путать и чтобы все было под рукой. Если «показывающий» один, то действовать фигурками зверей лучше правой рукой. Левей рукой будете открывать в нужный момент окна, управлять рычагом и т. д. Чтобы показ действия прошел гладко, «показывающему» необходимо проиграть сказку сначала ггеред зеркалом, выбрав для каждого персонажа наиболее характерные движения и соответствующие интонации. Креме этого, «показывающий» дслжен совмещать все движения персонажей с текстом сказки. ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК (русская народная сказка) Построила муха терем и живет в нем. Летит комар и стучится: — Терем-теремок! Кто в тереме живет! — Я — муха-горюха. А ты кто! — Я — комар-пискун. — Иди ко мне жить! И стали они жить вдвоем. Бежит мышка-норушка и стучится. — Терем-теремок! Кто в тереме живет! — Я — муха-горюха. — Я — комар-пискун. А ты кто! Рис 3 Рис. 4 |