Юный техник 1978-05, страница 63

Юный техник 1978-05, страница 63

ная книга не попадет второй раз на стол реставратора? Ведь это только вопрос времени.

Вот почему мастера этого дела сами обращаются к технике. Им знакомо, например, просушивание книг высокочастотным электрическим полем, знакома и химическая борьба с микроорганизмами и древоточцами. А не так давно в отделе гигиены и реставрации книги Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина осуществили идею реставрационной машины и целой новой технологии, при которой книги моют (всегда их только сушили, предохраняя даже от влажного воздуха!) и укрепляют специальным составом, упрочняя страницы в 50 раз. После этой машины бумажные листы выдерживают свыше 1000 двойных перегибов (до реставрации — не более 20). Другими словами, страницы древних книг становятся прочнее, чем, скажем, лет четыреста назад. Реставрационная уникальная машина изобретена доктором биологических наук Ю. П. Нюкшей и кандидатом химических наук М. Г. Бланк — реставраторами книг. Из чего нетрудно заключить, что эта редкая профессия требует серьезной научной подготовки в разных областях знаний. Ее задача благородна и ответственна — сохранить нашу письменную национальную культуру для будущих поколений.

Реставраторы бывают разные. Одни восстанавливают книги и картины, другие — старинные часы или мебель. А вот хирург-косметолог Е. Е. Зеленин восстанавливает человеческие носы. И хотя работает он в современнейшей врачебно-косметической лечебнице под названием «Институт красоты», ремесло его уходит корнями в глубочайшую древность. За тысячу лет до нашей эры в Индии этим занимались... палачи. Дело в том, что распространенным наказанием тогда было отрезание носов. Обратную

операцию (по-сегодняшнему ринопластику) совершали те же особы, но уже в глубокой тайне и за большую плату. Индийские методы пластики носа описаны в книге «Аюр Веда», что значит в переводе с древнеиндийского «Познание жизни». Естественная, природная деформация носа — настолько распространенный дефект, что исправлением его серьезно занимались в Древнем Египте и на Тибете, задолго до индийских «мастеров» искусственного носа. В России этому много внимания уделяли Н. И. Пирогов и В. П. Филатов.

Слово «ринопластика» можно перевести как «лепка носа». Действительно, работа косметического хирурга, восстанавливающего носы, похожа на работу скульптора, но в отличие от него здесь нет возможности разрушить неудавшееся произведение. К тому же надо сохранить индивидуальность лица. В этой редчайшей из медицинских специальностей хирургия переходит в искусство не только в смысле тонкости операции, но и в смысле ощущения красоты. Недаром Е. Е. Зеленин к тому же и певец, с успехом выступавший на сцене Большого театра после окончания института имени Гнесиных. Но выбор его пал все-таки на столь редкую профессию — хирурга, возвращающего человеческую красоту.

Однако и массажист, и косметолог, и реставратор книг — это смежные профессии медиков и библиотечных работников. А существуют ли столь же редкие рабочие профессии? За одной из них надо отправиться в город Гусь-Хрустальный.

Посреди просторного высокого зала возвышается круг, в центре его сверкает и гудит стекловаренная печь. Варится хрусталь. Юноши в темном трико (чтобы одежда не мешала движениям), похожие на артистов пантомимы, погружают в печь концы длинных металлических трубок, и на них

юяс