Юный техник 1978-05, страница 65

Юный техник 1978-05, страница 65

мощи своих губ, рук и легких. Выдувает ее своим дыханием, как до нашей эры. Таковы законы этого ремесла — в него требуется вложить душу. Так работают ма-стера-стеклодувы в Гусь-Хрусталь-ном, так работают известные мастера Дятьковского хрустального завода.

И никто из них не огорчается, что приходится делать и «массовку», то есть выдувать повседневные вещи: стаканы, салатницы, фужеры. Уникальные произведения идут на выставки и в музеи, а ежедневная продукция — на праздничные столы. Завод выпускает предметы массового спроса. Стеклодув — рабочая профессия, в которой искусство народных промыслов соединилось с современным промышленным производством. Настоящие мастера — редкость в любом деле. А стеклодувы начинают обучаться своему ремеслу с очень ранних лет, на хрустальных заводах трудится немало рабочих династий.

До сих пор речь шла о профессиях, известных с древнейших времен. Но и в наши дни появляются рабочие (профессии, редчайшие и необходимые, мало кому порой известные. Без одной из них не обходится сегодня ни один нефтяной или газовый промысел. Это профессия фонтан-щика. В обычное время фонтан-щик работает на своем месте в буровой бригаде и ничем не отличается от остальных. Но он входит и в бригаду фонтанщиков, которая соберется вместе, как только случится беда — забьет фонтан и загорится нефть. Теперь это будет аварийная бригада. Когда горит скважина, возникает большая опасность для всего нефтепромысла, и тогда в наступление на огонь идут сначала пожарные, а после того, как они потушат «свечу», фонтанщики закрывают фонтан, то есть глушат скважину. Это работа чрезвычайной сложности и большого риска.

Потушить можно так, что потом фонтан долго не закроешь, и нефть будет бить и растекаться по промыслу рекой. Поэтому пожарные и фонтанщики работают всегда вместе. Известны тут даже знаменитые пары мастеров, чьи имена вошли в историю советской нефтедобычи: пожарные Г. М. Мамиконянц и фонтанщик П. Н. Прокофьев, К. В. Ткаченко и К. X. Мхчиян. Это знаменитые люди «Азнефти». Жизнь бакинских фонтанщиков — яркая жизнь, полная тревог в мирные дни и нелегких «приглашений на пожар» в соседние страны. У нас сложилась своя сильнейшая школа тушения фонтанов, в которой применяется современная оригинальная техника: например, турбореактивные установки, сдувающие пламя.

Закрыть фонтан — это значит зажать его в металлические тиски и заглушить сверху, посадив на устье пятитонную конструкцию, именуемую у нефтяников «елочкой». Но сначала — до этой «елочки» — фонтанщики спускаются в устье скважины, метра на два ниже уровня земли, чтобы там, на горячем металле, вручную отвернуть множество гаек и болтов и снять покореженную огнем часть арматуры. Конечно, они действуют специальным безопасным инструментом, и, конечно, их защищают и охлаждают водяные струи пожарных лафетов, но на эту ювелирную и опасную работу годится далеко не всякий хороший буровой мастер.

И напоследок — что же все-та-ки означает странное слово «титестер»? Звучит почти как «транзистор», но к электронике ни малейшего отношения не имеет. Так называется редчайшая в на-, ши дни профессия дегустаторов чая. В буквальном переводе с английского — оценщик чая («ти» — чай, «тест» — оценка).

Долгий путь проходит чай, прежде чем попадет к титестеру. Если зеленый чайный лист —

юяс