07. Чаплин, страница 26

07. Чаплин, страница 26

Исторические параллели

I

-

Неофициальная жена Эдна Первиенс (1896—1958)

Вместе с Чаплином Эдна снялась в 35 фильмах, в том числе исполнила главную роль в его фильме «Парижанка» (1923). Тем самым ее по праву называли «чаплинской героиней». И эта очень необычная женщина была одной из спутниц жизни Чарли Чаплина.

В 1915 году Чаплин, искавший актрису для своего очередногофильма, случайно познакомился с Эдной в кафе «Тейт» в Сан-Франциско и сразу же был ею очарован. Так 19-летняя девушка из Невады, до того работавшая секретаршей, стала играть в кино.

Их отношения начали бурно развиваться после вечеринки, устроенной перед премьерой фильма. Чаплин объявил, что владеет искусством гипноза, и взялся тут же доказать это на примере Эдны. Сначала он заставил ее закрыть глаза, а потом принялся гипнотизировать. Спустя несколько секунд Эдна задрожала

(-

Гений русского кино

Сергей Эйзенштейн (1898—1948)

Эйзенштейн побывал в гостях у Чарли Чаплина. В то время его положение стало неопределенным: голливудская компания «Парамаунт» собиралась было пригласить его для съемок фильма, однако затем отказалась из-за опасения, что советский режиссер наверняка «протащит» в свою работу коммунистические идеи. Чаплина это не смутило: он встретил своего русского гостя очень радушно. Эйзенштейн сказал позднее, что «в Голливуде дом Чаплина стал моим вторым домом». Немалую роль в этом сыграло то, что Эйзенштейн, как и Чаплин, увлекался теннисом.

Чаплин дал очень высокую оценку фильму Эйзенштейна «Иван Грозный»: «Эта сага, снятая режиссером с сердцем поэта, — шедевр мирового кино». Эйзенштейн, в свою очередь, отозвался о Чаплине следующим образом: «У него глаза гения, способного самый трагичный, жуткий, ужасный человеческий опыт показать так, что люди будут смеяться над ним, как дети». Стилистики этих двух великих режиссеров сильно различались, но творчество каждого из них продолжает оказывать глубокое влияние на мировое кино вплоть до нашего времени.

В 1925 году, спустя восемь лет после Октябрьской революции, Сергей Эйзенштейн снял фильм «Броненосец Потемкин». Его новаторская картина, покорив сердца зрителей, совершила революцию в немом кино, но в советской России его работы сочли не соответствующими принципам социалистического реализма. Эпохальные идеи Эйзенштейна в

области киномонтажа были широко подхвачены голливудскими режиссерами, в том числе и Чаплином.

В свою очередь, Эйзенштейн приехал в Голливуд для изучения новейшей аудиотехники и ее возможностей. Во время своего пребывания там

и упала со стула на пол. После этого Чаплин разбудил девушку и выиграл пари. На самом деле Эдна по его просьбе просто подыграла ему и с этого момента прочно и надолго заняла трон героини во всех последующих фильмах Чаплина.

Хотя Чарли и Эдна так никогда и не поженились, их близость ни для кого не была секретом. Из фильмов Чаплина Эдна исчезла после «Парижанки», однако чувства их в общем-то не изменились. Перестав снимать Эдну, Чаплин выплачивал ей жалование, а Эдна оставалась незримой тенью Чарли. Она так никогда и не вышла замуж и умерла в 1958 году от рака. После смерти в ее спальне нашли огромное количество коробок, заполненных вырезанными из журналов и газет статьями о Чаплине.