08. Моцарт, страница 18Жизнь и эпохаБиблиотека мемуаров ЛОЖА «волшебной флейты» «Волшебная флейта», последняя опера Моцарта, была написана в 1791 году по заказу импресарио и актера Эммануэля Ши-канедера. Оказавшись на грани банкротства, Шиканедер обратился к Моцарту с просьбой спасти его театр: «Пожалуйста, помогите мне. Напишите для моего театра оперу, которая наполнит его зрителями». Взамен он предоставил Моцарту маленький деревянный дом, где и появилась на свет эта опера. Теперь его так и называют — «ложей Волшебной флейты». Моцарт и Шиканедер состояли в одной масонской ложе, и поэтому «Волшебная флейта» насыщена масонской символикой. Например, в увертюре постоянно зву чат три аккорда — условный стук в двери ложи, непременная часть масонского ритуала. Хор в финале оперы поет о «мудрости, красоте и силе», и эти слова тоже часто звучали в беседах «вольных каменщиков». Очевидно, с помощью своей оперы Моцарт намеревался распространять масонские идеи среди широкой публики. Несмотря на скрытые в ней масонские элементы, «Волшебная флейта» получилась живой, брызжущей весельем оперой и очень полюбилась зрителям. За короткий период между премьерой и смертью композитора она много раз с огромным успехом прошла на сцене театра Ши-канедера. Шедевр, рожденный болью Смерть отца Отец и сын только-только наладили нормальные взаимоотношения, как 28 мая 1787 года, во время напряженной работы над оперой «Дон Жуан», Амадей получил известие о смерти отца. Леопольду было в тот момент 68 лет. Смерть его оказалась тяжелым ударом для композитора, привыкшего всегда ощущать его поддержку. Неизвестно, присутствовал ли Моцарт на похоронах, однако законченная вскоре после этого опера передает внутреннее состояние Амадея. Сюжет «Дон Жуана» уже в те времена выглядел банальным, но Моцарту удалось сочинить настоящий шедевр. Рассказанная с помощью музыкальных средств история любви и смерти произвела колоссальное впечатление на слушателей. Особенно теплый прием опера получила в Праге. Но отношение к Моцарту в Вене стало меняться. Внимание капризной венской публики все больше устремлялось к молодым композиторам, и Моцарт постепенно терял былую популярность. «Дон Жуан», вызвавший бурю оваций в Праге, на взгляд императора Иоси ж Рисунок по мотивам оперы «Волшебная флейта». Тамино, ее фа II, был «хорошей работой, однако совсем не в венском вкусе». Моцарта, знавшего истинную цену своим трудам, раздражало непонимание публики. У него возникли финансовые трудности. Они с Констанцией уже не могли продолжать ставший привычным для них роскошный образ жизни. Моцарт никогда не знал цену деньгам и не делал сбережений, подражая в этом отношении аристократам. В то же время многие бывшие покровители Моцарта сами начали испытывать затруднения. Постоянные войны разоряли Австрию, и это сказывалось даже на благосостоянии высшей знати. Тем не менее в 1787 году Иосиф II предложил Моцарту место придворного композитора. Хотя предложенное жалование — 800 флоринов в год — было вдвое меньше того, что музыкант получал прежде, отказаться от него он не мог. Работа при дворе не требовала много времени, и он брал еще частные заказы, но денег все равно не хватало. Моцарт продолжал занимать их у своих друзей, знакомых масонов и брать ссу- ^ Моцарт в последние годы своей жизни, когда он во многом утратил свою популярность. Он все реже выступал с концертами и столкнулся с серьезными финансовыми затруднениями.
|