09. Галилей, страница 17

09. Галилей, страница 17

А ► Зарисовки, включенные в «Письма о солнечных пятнах» (1611).

нил его в ереси. Вскоре Кассини был вызван в Рим для дачи свидетельских показаний против Галилея.

Судебные слушания в Риме

Новые веяния в науке очень тревожили руководство католической церкви. Поэтому список запрещенных, еретических, книг был пополнен: в него вошли сочинения Коперника и Кеплера. Враги Галилея, пользуясь моментом, направили в инквизицию намеренно искаженный текст его письма к Кастелли. Хотя вслед за этим ученый выслал подлинный текст письма, в 1616 году его вызвали в Рим для дачи показаний. Его допрашивали с пристрастием, но Галилей представил настолько убедительные доказательства, что его оправдали и

отпустили домой. Однако его утверждение о том, что Солнце неподвижно, было все же сочтено еретическим, и астроном получил наставление от кардинала Роберто Беллармино (1542—1621) «не придерживаться и не защищать» теории Коперника. Однако затем в текст судебного решения задним числом было добавлено слово «учить». Тем самым Галилей лишался права говорить или писать об учении Коперника, но не знал об этом. Такое дополнение — возможно, хитрая иезуитская ловушка — очень скоро принесло Галилею целый ряд проблем.

Галилеи демонстрирует ci телескоп папе римскому Урбану VIII.

иншш

Ж Г

Ж

За кулисами

СХОЛАСТИКА

Когда Галилей поступил в 1581 году в Пизанский университет, он столкнулся со схоластикой. На ней строилось все обучение в тогдашних университетах. Хотя эпоха Возрождения принесла в жизнь много новшеств, сохранялось еще множество средневековых пережитков. Священнослужители были хорошо образованными людьми, говорили и писали на латыни, держали в своих руках нити управления обществом, в том числе искусство, науку, воспитание и образование.

В христианском мире стержнем обучения являлось богословие. Сначала это было только изучение текстов Священного писания, однако положение дел начало меняться в XIII веке благодаря усилиям итальянского теолога Фомы Аквинского. Он объявил, что истина опирается и на веру, и разум. Поэтому между ними не может возникать противоречий, поскольку и вера, и разум

даны человеку от Бога. Исходя из того, что разум ведет к пониманию Бога, Фома Аквинский использовал теории Аристотеля.

В соответствии с положениями Фомы Аквинского схоластика стремилась примирить античную философию со средневековой христианской теологией и сделала их основным методом обучения, выдвигая на первый план диалектическое мышление и дискуссию как способ решения спорных вопросов и противоречий.