09. Галилей, страница 22

09. Галилей, страница 22

< Обвиненный в ереси Галилей перед судом инквизиции в Риме. Разбирательство началось в апреле 1633 года и продолжалось около месяца.

Английская гравюра XVI века. Сожжение на костре было обычным приговором для еретиков. Такая участь в 1600 году постигла итальянского философа Джордано Бруно.

Титульный лист «Диалога о двух главнейших системах мира», опубликованного в 1632 году.

▼ Картина XIX века: Галилей перед судом инквизиции.

ужесточавшего письменные распоряжения кардинала Беллармино. К тому же этот документ не был подписан и вполне мог оказаться фальшивкой, сработанной врагами Галилея. Но ему пришлось официально, стоя на коленях перед судьями, признать свою вину и отречься от своих «еретических» убеждений.

Приговор объявлен

Что заставило церковь и, в частности, Урбана VIII обрушиться на Галилея? Официально были названы три «вины» ученого. Во-первых, в своей книге «Диалог о двух главнейших системах мира» он говорил о теории Коперника не как о гипотезе, но как о доказанной истине. Во-вторых, Галилей подкреплял его учение своей теорией природы приливов и отливов и доказывал, что этот феномен находится в соответствии с гелиоцентрической системой. В-третьих, — и это главное! — он нарушил вердикт 1616 года, запрещавший ему «придерживаться, защищать (или учить)» теорию Коперника.

Неофициально Галилей впал в немилость за свой длинный и острый язык. К прежним толпам недругов «Диалог» прибавил немало новых. Прежде всего, этой книгой Галилей умудрился нанести смертельную обиду своему бывшему другу и покровителю, а ныне римской папе Урбану VIII. Книга написана в форме диалогов между умным астрономом-коперникан-цем Сальвиати и двумя мирянами Сагредо и! Симплицио, надменными дураками, продолжав ющими слепо верить в принципы Аристотеля.! В образе Симплицио читатель легко узндй

Урбана VIII. Этот персонаж приводил в книге аргумент, выдвинутый некогда самим папой: Богу было угодно, чтобы мы видели так, поэтому мы так и видим; оттого и Земля кажется движущейся, хотя на самом деле она неподвижна.

На суде Галилей решительно отрицал намерение нанести оскорбление папе, однако у инквизиторов и без этого было более чем достаточно материала, чтобы осудить ученого. Он не мог не признать, что «Диалог» поддерживает и защищает учение Коперника. А если так, то судьба его была предопределена: 22 июля 1633 года Галилей признавался виновным в ереси и приговаривался к пожизненному тюремному заключению. Через пять месяцев после объявления приговора Галилею разрешили переехать на свою виллу в Арчетри близ Флоренции при условии, что ученый не будет никуда выезжать.

Отречение Галилея вряд ли было искренним: иначе ему угрожала казнь. Но заткнуть рот ученому оказалось легче, чем победить идею.