14. Томас Эдисон, страница 23

14. Томас Эдисон, страница 23
Томас Эдисон

ЭДИСОН И КИНЕМАТОГРАФ

«Движущиеся картинки»

В 1995 году мир широко отмечал 100-летие кинематографа. Всем известно, что кино в 1895 году изобрели французы — братья Люмьер. Однако Эдисон создал свой кинетоскоп еще в 1889 году и потому, казалось бы, может считаться отцом кинематографа. Почему же об этом никто не вспоминает?

Идея «движущихся картинок» зародилась в 1880-е годы, причем сразу в нескольких странах мира. Одним из изобретателей, работавших в этом направлении, был француз Луи ле Принс. Именно ему многие отдают пальму первенства как отцу кинематографа.

Исчезнувший изобретатель

В 1890 году ле Принс жил в Англии, откуда решил отправиться в Нью-Йорк, чтобы продемонстрировать там свои фильмы. Однако перед этим он заехал к себе на родину, показал свое кино в оперном театре в Париже, после чего неожидан

но исчез. Многие решили, что ле Принс похищен соперником-изобретателем. В пользу этой версии говорит то, что вместе с ле Принсом исчезли все его чертежи, аппарат и пленки. Стало известно также о странных посетителях, побывавших в доме изобретателя накануне его отъезда в Нью-Йорк. Тело ле Принса также не было найдено. Через несколько месяцев страсти вокруг ле Принса поутихли, и тогда Эдисон представил в патентное бюро свой проект «машины для воспроизведения движущихся картинок».

Поползли слухи о том, что именно он убил ле Принса и похитил его идею. Дело в том, что адвокаты Эдисона побывали в гостях у ле Принса и могли знать о планах француза. На следующий день после этого визита фамилия ле Принса появилась в списке отплывающих в Нью-Йорк пассажиров, но сам он бесследно исчез. Был ли на самом деле причастен американский изобретатель к исчезновению француза? Строго доказать это трудно, но чисто технически прибор ле Принса и кинетоскоп Эдисона достаточно близки друг другу.

А Эдисон позирует перед кинокамерой. Проблемой «движущихся картинок» он начал заниматься в конце 1880-х годов.

Проиграл же аппарат Эдисона «волшебному фонарю» братьев Люмьер потому, что кино с его помощью мог посмотреть лишь один человек. Фильмы братьев Люмьер были более доступны для зрителей: их число ограничивалось лишь размером зала, где проходил сеанс.

«Черная Мэри», первая в мире киностудия, построенная Эдисоном. На этой студии он снял целый ряд своих коротких фильмов.

ЕЯ