17. Винсент Ван Гог, страница 28

17. Винсент Ван Гог, страница 28
Итоги

Богатые наследники нищего художника

Несмотря на нищету и непонимание, Винсент Ван Гог оставался преданным до конца выбранному им пути. В XX веке его творчество оказалось востребованным. Это сразу же сказалось и на судьбе его картин, при жизни художника не ценившихся, считавшихся примитивной «мазней». Ныне его полотна относятся к числу самых дорогостоящих.

Кумир художников

Далеко не все великие художники прошлого жили в нищете, подобно Ван Гогу. В XVI—XVIII веках мастера, сумевшие устроиться при дворах монархов и иных правителей, часто вели вполне благополучное существование. Примером тому может служить итальянец Микеланджело. До того, как его пригласили расписать Сикстинскую капеллу, он успел получить признание и стать протеже самого папы римского Юлия II.

Ситуация изменилась в условиях буржуазного общества, когда художники должны были рассчитывать не на богатых покровителей, а на потребности интересующейся живописью публики. Интересы эти были обычно весьма непритязательными. Творческие задачи, важные для художников, покупателей их работ обычно не интересовали, и потому живописцы, не желавшие потакать вкусам широкой публики, обрекали себя на нищету.

▼ «Поля», картина фовиста Мориса де Вламинка.

Именно таким мастером был Винсент Ван Гог, органически не способный приспосабливаться. В результате он мог рассчитывать только на те небольшие деньги, которые ему ежемесячно присылал брат Теодор.

Но творчество Ван Гога было настолько самобытным, что после его смерти стена непонимания оказалась разрушенной. Его живопись высоко оценили и прославили художники следующего поколения — особенно создатели своеобразного течения, получившего название «фовизм». «Фовисты», то есть «дикие», попытались развить экспрессивную манеру Ван Гога, но при этом обратили внимание лишь на внешнюю сторону творчества художника: в отличие от Ван Гога, они стремились изобразить не мир как таковой, а лишь свое восприятие мира. В этом они следовали импрессионистам, творчество которых Ван Гогу было чуждо.

Одним из фовистов был французский художник Морис де Вламинк. Потрясенный работами Ван Гога, он стал создавать картины, еще более эффектно передающие взрыв эмоций. Другим знаменитым фовистом был Анри Матисс.

Представители этого направления много сделали для популяризации работ Ван Гога, в частности, помогли организовать в 1905 году большую выставку работ Ван Гога в Голландии. После этого работы Ван Гога начали оказывать значительное влияние и на других, не принадлежащих к фовистам художников. Например, норвежский художник

-Ч ЩШ