17. Винсент Ван Гог, страница 26Исторические параллели1 Французский реалист Жан Франсуа Милле (1814—1875) Голландец по происхождению, Ван Гог считал французского художника Милле одним из своих учителей. Милле родился в 1814 году в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ламанш близ Шербура. Помогая отцу в поле и на ферме, Милле хорошо изучил крестьянский быт. Самые знаменитые картины художника «Сборщицы колосьев», «Анжелюс» и «Сеятель» реалистически живописуют сельскую жизнь. Ван Гог начал свою творческую деятельность под влиянием работ Милле, когда познакомился с беспросветной жизнью шах-ш , .. ^ теров Боринажа. Подражая его манере, Ван Гог выбирал аналогичные сюжеты и мотивы. Влияние Милле хорошо заметно в одной из ранних картин Ван Гога «Едоки картофеля», которую молодой импрессионист Бернар счел «ужасной». Милле умер в 1875 году, получив признание только на склоне лет. Ван Гог о творчестве художника мог судить по его картинам и по книге, написанной приятелем Милле, коллекционером Альфредом Сенсье. Винсент с жадностью проглотил книгу, почерпнув сведения не только о тяжелой жизни Милле, но также многое узнав о живописи и художниках. В своих письмах к Тео Винсент с большой теплотой отзывался о нем, называя его «стариком Милле». В одном из них он цитирует поразившее его изречение живописца: «Искусство — битва; в искусстве надо не жалеть своей шкуры. Дело в том, чтобы работать, как негры. Я предпочел бы ничего не сказать, чем выразиться слабовато». Этим принципам Ван Гог следовал всю оставшуюся жизнь. \ Величайший из голландцев Харменс Рембрандт ван Рейн (1606—1679) Главными учителями Ван Гога были великие мастера прошлых веков. Винсент овладевал основами мастерства в музеях, внимательно изучая, как его предшественники работали с цветом и светом. Особую роль для него играл Рембрандт. В письмах к брату и Эмилю Бернару Ван Гог неоднократно делился своим наблюдениями и мыслями о творчестве великого голландского живописца. Например: «Любовь к книгам так же священна, как любовь к Рембрандту. Чего стоит такое суждение Ван Гога: «Рембрандт пишет ангелов вот как: сперва он делает портрет с самого себя, старого, беззубого, морщинистого, в холщовом чепце; это — первая картина с натуры в зеркале. Он мечтает, мечтает — и снова свой портрет, но уже из головы, и выражение становится более удрученным и более раздирающим душу. Он грезит, грезит еще — и вот, как и почему не знаю,... Рембрандт позади этого старца, схожего с ним самим, пишет сверхъестественного ангела с улыбкой да Винчи. Вот тебе художник, который грезит и пишет по измышлению, а начал я с утверждения, что характер голландцев таков, что они ничего не изобретают и не имеют воображения и фантазии. Я нелогичен? Отнюдь! Рембрандт ничего не изобретал, а ангел этот и его странный Христос — он их знал, он их чувствовал рядом». Высказывания эти могут кому-то казаться странными, спорными, ошибочными. Но они в любом случае очень интересны, поскольку характеризуют не только Рембрандта, но и автора этих строк — Ван Гога.
|