17. Винсент Ван Гог, страница 27Предтеча импрессионизма Эжен Делакруа (1798—1863) Очень трепетным было отношение Ван Гога к Делакруа. При первом знакомстве с его живописью Винсент в письме к брату цитировал большие отрывки из книги об этом художнике, характеризующие его творческие принципы. Ван Гог считал самым прекрасным у Делакруа «именно то, что он заставляет нас чувствовать жизнь вещей, выражение и движение, что у него есть не только палитра». Эжен Делакруа родился в 1798 году в семье дипломата. Получив классическое художественное образование, он стал основоположником романтического направления в живописи. Широко известна его картина «Свобода на баррикадах», созданная во время Июльской революции 1830 года. Художник работал в самых разных жанрах: помимо живописи, он оставил после себя немало графических работ, иллюстрирующих произведения Шекспира. Гете, Байрона, Скотта. Он занимался монументальной живописью, расписав несколько дворцов и церквей в Париже и Версале. Делакруа проявил себя новатором в области работы с цветом. В частности, он стал использовать принцип разложения цвета, разработал систему дополнительных тонов, во многом предвосхитив художественные открытия импрессионистов. Ван Гог очень ценил Делакруа как колориста и, формулируя собственные представления о цвете и его тонах, неоднократно ссылался на него. Очень близка Ван Гогу устремленность французского художника к вечному поиску. Этот уже умудренный мастер позволил себе смелые слова: «Я нашел живопись, когда у меня не было больше ни зубов, ни дыхания!» Это и делало его творчество живым. Умер он в 1863 году в возрасте 65 лет. В мае 1886 года на VIII выставке импрессионистов в Париже было выставлено полотно Жоржа Пьера Сёра «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт», поразившее зрителей. Сёра использовал революционный по тем временам прием, работая точечными мазками чистых цветов. По мысли Сёра, не художник своей кистью, а глаз зрителя должен смешивать цветные точки в живую оптическую гамму. Очарованный этой идеей Ван Гог попытался использовать ее в своих собственных работах. Сёра родился в 1859 году в семье министерского чиновника. В отличие от таких художников, как Ван Гог или Гоген, творческий путь Сёра складывался гладко. Он получил хорошее образование — изучал живопись в парижской Школе изящных искусств и работы старых мастеров в Лувре. К импрессионизму Сёра подошел с научной точки зрения и впоследствии стал основателем нового направления в живописи — пуантилизма, техники письма мелкими крапинками чистых красок, создающими при оптическом смешении в глазу зрителя множество оттенков. Вместе с Полем Синьяком Сёра считается отцом неоимпрессионизма. Ван Гог сумел освоить технику пуантилизма благодаря Полю Синьяку. Экспериментируя с сочетаниями зеленого, желтого и синего цветов, то есть с красками, нечасто использовавшимися в голландской живописи, Ван Гог время от времени прибегал к «пуантам». Сёра умер рано — в возрасте 31 года, за четыре месяца до гибели Ван Гога. Его теория цвета не утеряла актуальности до наших дней. Основатель пуантилизма Жорж Пьер Сёра (1859—1891) ЕЯ
|