19. Пифагор, страница 18

19. Пифагор, страница 18
Жизнь и эпоха
Пламя восстания

Антипифагорейское движение

Пифагор к моменту войны Кротона с Сиба-рисом был глубоким стариком, и в какой мере он лично участвовал в политической борьбе того времени, сказать трудно. Но фактом является углубление кризиса в отношениях между пифагорейцами и гражданами Кротона. Внешне братство Пифагора выглядело вполне демократичным: экономической ее основой являлась общая собственность, возникшая из «паев» ее членов; общее поклонение живому богу Пифагору предусматривало равенство «братьев» между собой. На деле же было иначе: сообщество пифагорейцев превратилось в клуб аристократов — избранных, наделенных высшей истиной и потому считавших себя вправе навязывать народу свою волю. Более того, большинство учеников, по всей видимости, в прямом смысле слова относились к местной знати, и это верженности самого Пифагора к «старине» — древности происхождения. В результате у жителей полиса сложилось мнение, что «пифагорейцы занимаются только своими внутренними делами, не обращают внимания на горожан и никогда не протягивают им руки».

Это неизбежно вызывало усиление демократического движения в городе — особенно после того, как пифагорейцы самовольно присвоили захваченные у Сибариса земли, а не разделили их — согласно обычаю — по жребию. Его лидерами стали Нинон и Килон, потребовавшие на народном собрании шения от власти пифогорейца Демокеда, изменения порядка управления полисом и передела земли. По данным Ямвлиха, Нинон для пущей убедительности прочел приписываемое Пифагору «Священное слово», представив его философию как заговор против народа: «Пифагорейцы якобы призывают доби

ваться тирании, говоря, что лучше на один день стать быком, чем весь век быть коровой. Они одобряют послушание закону у других, но требуют соблюдения только своих постановлений».

Килон, обиженный тем, что некогда Пифагор не принял его в свое братство, выражал интересы части аристократов: родственники знатных пифагорейцев были недовольны тем, что те передавали родовую собственность в руки Пифагора. Конфликт принял очень острые формы, и развязка наступила, когда все пифагорейцы собрались в доме Милона для обсуждения обстановки. Их враги подожгли здание, и в огне погиб весь цвет братства. Спаслись только два юноши — Архипп и Лисид, сумевшие выбраться наружу. По данным римского историка Полибия, подобные акции произошли во многих других областях Великой Греции. Это говорит, с одной сто-

inj-ynu» XIII века. Девять муз (внешний круг) дарят вдохновение Пифагору (справа от центра, с весами), Орфею (внизу) и Ариону (слева).