19. Пифагор, страница 27

19. Пифагор, страница 27
Пифагор

*

-

Поклонник Пифагора

Платон (427—347 до н. э.)

Один из классиков античной философии, Платон всю свою творческую жизнь находился под сильным влиянием пифагорейцев, причем со временем оно лишь возрастало. Уже Сократ, его первый учитель, отличался воззрениями, заставляющими некоторых ученых считать его пифагорейцем. Его интерес к этому учению проявлялся в том, что именно Платон первым из непосвященных добыл книги пифагорейцев: когда пифагореец Филолай впал в крайнюю нужду, он купил у него три сочинения за огромную сумму — 100 мин (более 40 килограммов серебра). Он учился у Архита Тарентского, трижды ездил на Сицилию, один из центров пифагорейства, побывал в Египте, где общался с местными жрецами, — словом, двигался — в прямом и переносном смысле слова — по следам Пифагора.

В одном из поздних своих диалогов он прямо вкладывает свои космологические представления в уста пифагорейца Тимея. По словам этого героя, мир — это живое шарообразное существо, имеющее душу. Душа — не просто часть мира, она окружает его в виде трех «оболочек» — «тождественного», «иного» и «сущности», проявляющих себя как предельное и беспредельное, как материальное и идеальное. Они существуют по законам музыкальной октавы. Окруженное со всех сторон мировой душой, тело мира состоит из земли, воды, огня и воздуха. Эти элементы образуют пропорциональные соединения — по законам чисел. Круг «тождественного» создает круг неподвижных звезд, круг «иного» — круг планет. В своем круговом движении мировая душа при всяком соприкосновении с тем, что имеет сущность, проявляет себя как «идея» и выражается в слове.

Платоновская «идея» близка пифагоровым «числам» в позднем их истолковании, когда им стали придавать значение первоосновы («числа — источник всего»).

Философ-неоплатоник

Ямвлих (около 240 — около 320)

Одной из лучших биографий самосского любомудра является книга Ямвлиха «О жизни Пифагора».

Этот греческий философ родился в III веке в сирийском городе Халкида. Ямвлих происходил из богатой семьи, принадлежавшей к роду семитских жрецов. Происхождение Ямвлиха повлияло на формирование его философских взглядов: он стремился связать учение Платона с более древней мудростью. Он разрабатывал иерархии уровней бытия, сходные с соотношением богов

и низших божеств.

Ученик неоплатоника Порфирия (около 233 — около 304), Ямвлих основал свою школу в те времена, когда шло становление христианской религиозной философии.

«О жизни Пифагора» — далеко не единственная книга Ямвлиха. Он задумал ее как вступление к 10-томному «Своду пифагорейских учений». До наших дней дошли пять из десяти книг, в том числе «Протрептик, или Побуждение к философии», основанный на утраченном сочинении Аристотеля, «Об общих принципах математики», «Об арифметике Никомаха», «Теологические принципы арифметики». Были ли написаны остальные, остается неясным. Ямвлиху также приписывается сочинение «О мистериях», в котором тоже можно увидеть влияние Пифагора: в нем речь идет именно о таинствах Египта, некогда изучавшихся этим пытливым греком.

Ямвлих явно симпатизировал пифагорейскому учению, и его работы на эту тему, несомненно, использовались в его философской школе в качестве учебных пособий.

ЕШ