19. Пифагор, страница 25

19. Пифагор, страница 25
Пифагор

КАРТА ЛИЧНЫХ СВЯЗЕЙ

II

Милетский натурфилософ. По одной из версий, был учителем Пифагора.

Тиран Самоса, значительно усиливший мощь своего полиса. В юности Пифагор был с ним в хороших

Греческий философ, ученик Платона. В своих многочисленных трудах он многократно приводит точки зрения пифагорейцев по самым разным вопросам.

Греческий матема' Его труд «Начала» основы геометрии

Ученики

-■

Испытавшие влияние

-■

Писавшие о Пифагоре

-■

Современники

Немецкий астроном, открывший носящие его имя законы движения планет. Увлеченный идеей Пифагора, занимался исследованием «музыки сфер».

Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Будучи школьником, Эйнштейн нашел новое доказательство теоремы Пифагора.

Выдающийся художник эпохи Возрождения. Он также совершил целый ряд открытий в области

^ О людях, чьи имена выделены серым фоном, в этом разделе рассказано подробнее.

Отец истории

Геродот (около 484 — около 425 до н. э.)

Геродот родился в Галикарнасе, в юго-восточной части Малой Азии. Его перу принадлежит знаменитая девятитомная «История». В ней Геродот использовал сведения, собранные им во время путешествий по многим странам, и подробно описал историю, географию и культурные традиции стран Восточного Средиземноморья, особенно родной Греции и Персидской державы Ахеменидов.

К моменту рождения Геродота Пифагор уже умер и стал героем легенд. Не удивительно, что все написанное историком о Пифагоре основано на мифах и тем или иным образом связано с его загадочной смертью. Во II томе «Истории» Геродот рассказывает о людях, веривших в переселение душ, и здесь явно чувствуется намек на Пифагора: «А еще египтяне первыми высказали вот какое учение: душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется в другое животное, которое в этот самый момент рождается... Некоторые эллины — одни раньше, другие позже — высказывали это учение как свое собственное. Имена их я хоть знаю, но не пишу».

В IV томе «Истории» рядом с Пифагором возникает загадочная фигура некоего Залмоксиса. Сначала он был рабом Пифагора, но затем, обретя свободу, вернулся в родную Фракию и там добился того, что его стали почитать как бога. Однажды он будто бы, подготовив подземную комнату, как в свое время Пифагор, исчез там на три года. Фракийцы сочли его умершим и были поражены, увидев его живым и здоровым. Залмоксис как раз проповедовал учение о переселении душ.

Геродот высказался об этой истории осторожно: он не склонен был ей верить, хотя и не собирался отрицать ее наотрез.