19. Пифагор, страница 13

19. Пифагор, страница 13
Пифагор

вует настоящему. Это прежде всего касалось старших по возрасту и родителей. Важно проявлять благоразумие, говорил ученый, поскольку жизнь испытывает страстями душевную крепость человека. Затем он поделился со слушателями своим планом создания в городе храма Муз, покровительниц искусств и литературы. Он умолял юношей со всей серьезностью относиться к учебе, наставлял их проявлять сострадание и никогда не оскорблять других людей. Пришедших послушать его женщин он призывал любить своих мужей и быть добродетельными. Точно направленное обращение Пифагора затронуло сердца всех его слушателей!

Публика не только поняла и приняла идеи Пифагора, но и выслушала его на одном дыхании, жадно ловя каждое его слово. Слухи о Пифагоре немедленно разнеслись по всему городу, и встретиться с философом пришла городская аристократия.

Пифагор давал людям советы относительно того, как им жить. Обладая крепкими моральными устоями, ученый советовал другим также развивать в себе эти качества. Многие кротонцы прислушались к этим словам и стали, по совету Пифагора, вести более скромный образ жизни. Это помогло со временем найти деньги, необходимые для реконструкции города.

Влияние идей Пифагора не ограничилось одним лишь Кротоном: они распространились по всей Великой Греции. Став всеобщим достоянием, эти идеи превратили Пифагора из философа, учителя и математика в человека, обладающего заметным политическим влиянием.

Тайное учение последователей мифического Орфея распространялось в различных частях Греции в VI веке до н. э. Это учение оказало влияние на философские школы Пифагора и Платона.

^ По преданию, Орфей игрой на лире умел смирять нрав диких животных. Подобным же умением якобы обладал и Пифагор.

ЧЕЛОВЕК, ЧЕТЫРЕЖДЫ ПЕРЕВОПЛОЩАВШИЙСЯ

В Древней Греции помимо пифагорейцев существовали орфики, исповедовавшие во многом схожее с ними учение. Это касалось и представления о переселении душ. Согласно обеим мистическим школам, человеческая душа после смерти не умирает, а перевоплощается, чтобы затем, пройдя несколько фаз «метемпсихоза» (реинкарнации), вновь воплотиться в человеческом теле.

Пифагор утверждал, что он четырежды пережил такое преображение. При этом он будто бы помнил каждое из своих прошлых воплощений, поскольку в первом из них был Эталидом, сыном Гермеса, и получил от этого бога право помнить все, что случится с ним при жизни и после смерти. Затем он якобы принял облик участника Троянской войны Эвфорба, Гермотима, Пирра, бедного рыбака из Делоса, пока, наконец, не стал Пифагором. Каждый цикл его перевоплощений

составлял будто бы магическое число 216 лет (б3).

Разумеется, такого рода истории заставляли скептиков думать, что Пифагор был просто мистификатором. Гераклит Эфесский считал его просто мошенником. Сохранился такой рассказ: Пифагор, создав под своим домом тайную комнату, будто бы спустился туда на некоторое время и попросил свою мать фиксировать все происходившее в городе. Когда люди привыкли считать его умершим, Пифагор, высохший, как скелет, вылез на поверхность и, опираясь на слова матери, рассказал горожанам о своих встречах в Аиде с их недавно умершими родственниками. Слова человека, вернувшегося из царства мертвых, поразили легковерных, и они сочли Пифагора богом.

ЕЯ