19. Пифагор, страница 14

19. Пифагор, страница 14
Жизнь и эпоха
Рождение пифагорейского братства

Училище

Успех проповеди позволил Пифагору открыть в Кротоне училище и начать обучение местной молодежи. Так возникло содружество пифагорейцев, просуществовавшее в течение многих веков. С самого начала оно представляло собой не просто группу учеников, но религиозное объединение единомышленников. Его последователи со временем захватили власть в ряде соседних городов и стали на практике воплощать в жизнь заветы учителя.

Желающие вступить в братство проходили необычное собеседование. По ходу разговора Пифагор проверял, насколько сильно они привязаны к своим родителям и друзьям. По словам Ямвлиха, учитывалось немало других мелочей: «смеются ли они не вовремя, или молчат, или слишком много разговаривают. Он также рассматривал... их стремления, знакомых, с которыми они общались, и их отношения с этими знакомыми, и чем они большей частью занимались днем». Говоря современным языком, Пифагор тем самым составлял психологический портрет своего будущего ученика.

Посещать занятия кандидат мог только через три года и при этом попадал в разряд «слушателей» — получал право внимать Пифагору лишь через занавеску, не видя его. При этом слушатель обязан был молчать в течение пяти лет, пока длилась эта стадия обучения. Все это Пифагор делал, чтобы убедиться в твердом желании кандидата учиться и вместе с тем воспитать в нем чувство преклонения перед

Частная жизнь

ПЕРВЫЙ ВЕГЕТАРИАНЕЦ

Практиковавшиеся в пифагорейском братстве строгие ограничения распространялись и на пищу. Пифагор, веривший в переселение душ, запретил употребление мяса: ведь человеческие души могли перевоплощаться и в животных. Таким образом, поедание животных сближалось с убийством, а потому и охота среди членов братства была строго запрещена. Когда Пифагор доказал свою знаменитую теорему, он принес в жертву статуэтку, испеченную из пшеничной муки.

Так что же обычно ели члены братства? Их рацион был очень прост и состоял из овощей, зерна и воды. Завтракали они куском хлеба с медом или пчелиными сотами. Овощи предписывалось есть сырыми, и

было строго-настрого запрещено крошить хлеб на кусочки. Сам Пифагор всю жизнь ел пшеничный хлеб, травы, сушеные фиги, оливки и сыр и, как говорят, очень любил салат-латук.

Один овощ — а именно бобы — Пифагор не любил, и членам братства запрещалось не только есть бобы, но даже притрагиваться к ним. Формально этот запрет объяснялся тем, что бобы повышают тонус, а это препятствует занятиям, но на самом деле истинная причина запрета была иной: при происхождении мира люди и бобы якобы произошли из одного и того же перегноя, а потому разжеванные и полежавшие на солнце бобы пахнут человеческой кровью...

та

учителем. Лишь после этого «слушатель» мог оказаться по другую сторону занавеса и стать «учеником», получавшим право беседовать с учителем.

Тайное общество

На основе училища возникло тайное общество, чем дальше, тем больше приобретавшее черты тоталитарной религиозной секты. Члены братства должны были бросить свои семьи (или всей семьей вступить в него!), отдать свое имущество на благо общины (реально — ее главе!) и посвятить жизнь учителю — Пифагору.

Имущество полагалось отдавать уже на стадии «слу-шательства». Если же кто-то желал покинуть училище, то ему возвращалось имущество в двойном размере, после чего пифагорейцы насыпали в его «честь» могильный холм и в дальнейшем, встречаясь с ним на улицах, не желали замечать отступника и говорили о нем как об умершем.

Тем самым мудрец из Самоса, начавший с того, что провозгласил древние этические принципы, и обучавший учеников философии и математике, создал мощную организа-

Средневековое изображение Пифагора.