19. Пифагор, страница 24I Исторические параллелиЗагадка ПифагораУ истоков современной европейской культуры лежит культура античности. Одним из ее основоположников является Пифагор. И его современники, и потомки пытались разгадать его тайны. Кое-что добиться удалось, но вопросов от этого меньше не становится. Диалектика огня Гераклит Эфесский (VI—V века до н. э.) Гераклит, философ из Эфеса, в конце VI века до н. э. выступил с едкими нападками на Пифагора. Он писал: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за собственную мудрость многознание и мошенничество». Тем самым, на взгляд Гераклита, Пифагор, скопив большой запас знаний, не был оригинальным мыслителем, а лишь стремился показать себя таким. Поэтому «многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором». Имея в виду пифагорейское братство, Гераклит высказался недвусмысленно: «Пифагор — предводитель мошенников». Суть философии Гераклита выражает формула «все течет, все изменяется». В основе мира, по его мнению, лежит вечный и несотворимый огонь, управляемый логосом — мировым законом, организующим все и вся, соединяющим противоположные начала. Труды философа не дошли до наших дней, и потому судить о них приходится по цитатам и изложениям более поздних авторов. Многие из них называют Гераклита «Темным»: он сознательно выражал свои мысли не вполне отчетливо. Мотивы, лежавшие в основе такого построения его работ, остаются неясными. Источники рисуют Гераклита весьма высокомерным человеком, привыкшим выражать свои мысли резко и открыто — в отличие от его произведений. Под его горячую руку попал не только Пифагор: «Гомер стоил того, чтобы его выгнали с состязаний и высекли, да и Архилоха тоже». Гераклит оставил после себя немало ярких афоризмов, например: «Путь вверх-вниз — один и тот же»; «собаки на того и лают, кого они не знают»; «сопряжения: целое и нецелое, сходящееся — расходящееся, созвучное — несозвучное, из всего — одно; из одного — все»; «бессмертные смертны, смертные бессмертны, живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают»; «не будем наобум гадать о величайшем»; «если они боги, зачем вы их оплакиваете?»
|