23. Элвис Пресли, страница 24Элвис Пресли I ПРЕСЛИ И РАСИЗМ Негры недовольны В 1957 году журнал «Джет» приписал Элвису Пресли такое высказывание: «Все негры должны покупать мои пластинки и лизать мне башмаки». Разумеется, сам певец яростно отрицал подобное заявление, но после той публикации часть по- | клонников отвернулась от него. Неизвестно, откуда взялась эта сплетня, но понятно, с какой целью ее запустили. Многие чернокожие музыканты считали несправедливыми огромные гонорары Пресли. Например, Литтл Ричард, считавшийся основателем рок-н-ролла, заметил: «Элвис поет в фильме три песни и получает за это 250 тысяч долларов, а я — только 5 тысяч. Но если бы не я, он умер бы с голода». Разница в гонорарах Пресли и черных музыкантов отражала общую тенденцию того времени: негру всегда платили меньше, Литтл Ричард, пионер рок-н-ролла. чем белому. Белым певцам чаще удавалось подписать выгодные контракты или выступить на телешоу. Более того, темнокожим музыкантам порой было проблематично просто остановиться в гостинице во время гастрольной поездки. Пресли называли белым исполнителем «черной» музыки. Далеко не всех американских негров заинтересовал этот феномен, но все же многие из них симпатизировали Пресли. Общавшиеся с ним лично чернокожие музыканты отмечали его доброжелательность и уважали его заслуги в рок-н-ролле. ► Выступление Элвиса Пресли в 1970 году. А 20 тысяч человек собрались в Тьюпело в 1956 году, чтобы отметить «День Элвиса». Население этого городка составляло всего 22 тысячи. Пресли — реакционер? Пресли никогда не принимал активного участия в борьбе против расизма, но любил повторять, что музыка не признает дискриминации. При этом он поддерживал президента Никсона, противника предоставления неграм гражданских прав. Из-за этого некоторые называли Пресли реакционером. Нельзя сказать, что это определение вовсе голословно, хотя, по большому счету, Пресли был скорее аполитичен. Но когда, после возвращения к концертным выступлениям, он спел песню о том, как прекрасна Америка, дающая всем равные возможности, многие чернокожие возмутились. Им показалось, что, пока они боролись за свои права, Пресли украл их песни и музыку, а теперь просто делает деньги. Многие из них забыли, как восхищало их раннее творчество музыканта, сбивавшее слушателя с толку — кто это поет: белый или негр? Но дело даже не в этом. Пресли своим творчеством «легализовал» музыку чернокожего населения США и тем самым в значительной мере подготовил общественное мнение «белой» Америки к мысли о недопустимости расизма. ЕВ |