23. Элвис Пресли, страница 21

23. Элвис Пресли, страница 21
Выдающиеся события

Рок-н-ролл — музыка бунта

Начиная с дебютного сингла «Heartbreak Hotel», Пресли завоевал сердца молодых людей во всем мире. При этом родители его юных поклонников изо всех сил ругали и певца, и его творчество, и сам жанр рок-н-ролла. Но почему? Почему вокруг этого музыкального стиля шли и продолжают идти бесконечные споры?

8 ТОМ

^Преодоление расовых барьеров

Рождение рок-н-ролла совпало с обострением расовы^проблем в. США и активизацией борьбьСза права негроВ|За полтора меся-I ца до выхода первого сингла Пре&ли «That's 'All Righ.trМа» Верховный суд США признал неконституционной школьную сегрегацию, а в 1956 году, когда выходил первый национальный сингл Пресли «Heartbreak Hotel», молодой священник из Алабамы Мартин Лютер Кинг добился отмены расовой сегрегации в общественном транспорте.

Годдм ране„е Кйнг организовал бойкот черной общиной местного транспорта в знак протеста»-против ареста негритянки, отказавшейся уступить белому'место в автобусе.

Музыка нищих

РШ ок-н-ролл — стиль, где ритм-н-блюз со-Н единен с элементами «кантри» и скреплен энергичным ритмом. Этот сплав «черной» и «белой» музыки возник в конце 1940-х и обрел популярность в 1950-х годах. Название «рок-н-ролл» придумал в 1951 году диджей Алан Фрид из Кливленда, штат Огайо.

В 1955 году кантри-певец Билл Хейли записал песню «Rock Around the Clock» («Рок целый день»), ставшую гимном рок-н-ролла. Вскоре появились ставшие знаменитыми чернокожие исполнители этой музыки Литтл Ричард и Чак Берри. В 1956 году состоялся национальный дебют Элвиса ПресЫй. Благодаря его всемирной популярности чи

рок-н-ролл быстро полюбили не только в рались вокруг Элвиса Пресли. Но/если разо-

США, но и во многих других странах. браться, корень этих дебатов уходил гораз-

Однако многие обыватели из американ- до глубже — в Проблему расизма в США. ского среднего класса презирали рок-н-ролл за его происхождение: «кантри» считалась музыкой белого рабочего класса, а жанр ритм-н-блюза возник в негритянской среде. Впрочем, похожая судь#Ш5ыла у джаза, подарившего миру целую плеяду пре-

лует откровенными намеками и жаргонными словечками, и эта черта перешла в рок-н-ролл.

Чем популярнее становился рок-н-ролл, тем громче возмущались противники этого стиля. Творчество Пресли подливало масла в огонь. Многие возмущала не столько сама музыка, сколько танцы певца во бюемя концерта и, главное, привычка сбрасывать с себя по ходу дела часть одежды. Поэтому торы о рок-н-ролле

мые громкие т исле и в инт<

плектуальнои среде — разго-

^ Алан Фрид, один из первых белых диджеев, интересовавшихся «черной» музыкой во времена п расизма.

красных музыка! нокожих. Но

^го^^^ча^^лых, так и тем-пени!

Г

_1950-е годы в представлении

среднего американца джаз уже считался «приличной» музыкой»!

Кантри и ритго-н-блюз схожи простотой и т|Ёкренностью песенных текстов, рассказывающих о повседневной жизни обыч-ого человека, а чаще всего — о любовных переживаниях. Одни называли эти стихи «честными», другие — «вульгарными». Действительно, лирика ритм-н-блюза изоби-