32. Антони Гауди, страница 22

32. Антони Гауди, страница 22

Скульптурное изображение коронования Девы Марии Христом в центре Восточного фасада Саграда Фамилия. Справа от Христа находится его земной отец Иосиф.

МБ

возведение крипты исчерпало все фонды. Не совсем понятно, каким образом Бокабелья сумел найти средства, но строительство возобновилось.

Вторая раз работы остановились на период с 1903 по 1906 год. На сей раз ситуация казалась вовсе безнадежной. Спасло собор пламенное обращение поэта Жоана Малагара, заставившее людей откликнуться солидными пожертвованиями.

Третья пауза длилась с 1912 по 1918 год. Теперь воззвания не помогли, и решение об остановке вынес сам строительный комитет. 60-летний Гауди собрал нужную сумму, лично обходя дома с просьбой о пожертвовании. После этого он полностью посвятил свои силы и время собору, отказавшись от всех остальных работ.

По замыслу Вильяра, Саграда Фамилия представляла собой неоготический собор, а его сооружение предполагалось завершить к концу XIX века. Когда в 1883 году за дело взялся Гауди, была частично готова крипта. Изначально мастер хотел придерживаться плана предшественника, однако позже не просто изменил внешний облик храма, но совершенно преобразил его. Получился своеобразный синтез неоготического и му-дехарского стилей.

Гауди разработал собственную теорию построения колоколен, ставших символом Саграда Фамилия. Проект внутреннего убранства тоже подвергся изменению: от неоготики Гауди перешел к формам, порожденным параболически и гиперболически

^ Жозеп Мария Бокабелья и Гауди были похоронены в крипте Саграда Фамилия. На могиле книготорговца стоит статуя Христа.

изогнутыми поверхностями. При проектировании собора архитектор пользовался наработками своих предыдущих построек.

«Святой Антоний?»

Жоан Малагар (I860—1911) спас Саграда Фамилия во время второй остановки строительства. В 1905 году он сумел собрать нужную сумму пожертвований, обратившись со страниц журнала с воззванием к каталонцам.

В Саграда Фамилия величественность структуры сочетается с тонкой проработкой деталей. Гауди объяснял, что все строение символизирует собой Небесный Иерусалим. Использованная в соборе символика не является произвольной. По поводу же способа проектирования мастер говорил, что в своих решениях он просто следовал строительной механике. Менялся облик собора, менялся и его создатель. Он отдавал своему детищу все силы. Сам факт его подвижничества заставлял барселонцев воспринимать строительство как событие неординарное и посильно помогать его продвижению. Когда Гауди упрекали в медленном течении работ, он отвечал: «Мой заказчик [то есть Бог] не торопится». В поздние годы жизни для архитектора его работа и вера слились в единое целое.

В настоящее время католическая церковь обсуждает вопрос о причислении Гауди к лику святых.

< Колокольни Восточного фасада Саграда Фамилия. Их строительство завершилось в 2000 году.